Найти тему
Александр Сбродов

ПЕТР ВЕЛИКИЙ: РЕФОРМЫ С ПРИВКУСОМ КРОВИ

В отечественной истории немало противоречивых персон. Но личность Петра Великого даже в их ряду занимает особое место. Петр не просто проводил реформы, он совершил исторический, цивилизационный выбор России, последствия которого сказываются до сих пор.

Вероятно, споры западников и славянофилов о «европейском повороте» России в Петровскую эпоху завершатся ещё не скоро.
Давайте посмотрим, что же такого неоднозначного было в преобразованиях великого правителя.

При Петре в России появились регулярная армия европейского типа, морской и торговый флот, создавались заводы и мануфактуры, развивались торговля и наука, были заложены основы системы образования, введён гражданский шрифт и новый календарь, учреждены первый музей (Кунсткамера) и Академия наук, открыта первая газета.

-2

Страна получила более современную систему управления (Сенат, коллегии) и административного деления (губернии-провинции-дистрикты). Знаменитая «Табель о рангах» и соответствующая ей система чинов стали невиданным для своего времени каналом социальной мобильности.

Можно сказать, что Петр открыл дорогу грядущему российскому Просвещению, в его время произошла стремительная секуляризация общественного сознания (в первую очередь, у элиты), в Россию проникли европейские веяния.

-3

Вместе с модернизацией началась и вестернизация верхушки русского общества. При этом Петр, сам неутомимый труженик, никого не щадя, заставил служить и работать всю страну, включая дворян.

Символом обращённой на запад России, конечно, стала её новая столица – Санкт-Петербург. Город, который был вызовом всему – природе, истории, обществу, предшествующей русской традиции. Петербург даже основали на чужой территории (в 1703 г. де-юре это были земли Швеции, занятые русскими войсками).

Санкт-Петербург, нарочно названный не по-русски, одновременно заменял России и Москву, и Архангельск, и Новгород.

При Петре и с Петром Россия вытянула тяжелейшую 21-летнюю Северную войну со Швецией – сильнейшим государством тогдашней Европы. Начав с разгрома под Нарвой, петровская Россия, меняясь и развиваясь, пришла к блистательным победам под Полтавой и в Гангутском морском бою.

-4

По Ништадтскому миру Россия получила побережье Балтики от Риги до Выборга, и вошла в число европейских держав, с которыми нельзя не считаться. Россия стала империей. Не только по названию, но и по реальному статусу и образу действий.

-5

Мечтая о маленькой, уютной, трудолюбивой Голландии, Петр силой своего гения и нечеловеческой энергии создал из архаичной полусредневековой Московии огромную и очень сложную империю.
Но вот методы, с помощью которых, Петр переделывал Россию – отнюдь не гуманные.

Петр, ненавидевший старомосковскую, «бородатую» Русь, в своих реформах не оглядывался ни на что, жестоко ломал через колено всех, кто стоял на пути.

-6

В годы правления Петра I существенно ужесточилось крепостное право, всё больше напоминавшее рабство, а на «тяглое сословие» тяжким бременем легли рекрутская повинность и неимоверное количество податей. Если отец Петра – царь Алексей Михайлович закрепостил всю страну, то Петр ещё и по факту оккупировал её собственными войсками.

Победа в Северной войне стоила России около 20% её населения и огромного напряжения сил. В плане государственного устройства петровская Россия была ближе к азиатским деспотиям, чем к европейским абсолютным монархиям XVIII в., бОльшая часть жителей страны оставались просто «тяглом», не имевшим никаких прав. Не случайно в народе царя называли «антихристом».

-7

На строительстве Петербурга и Петергофа погибли десятки тысяч людей, а главная карательная структура – Тайная канцелярия – наводила страх на всю страну. Из застенков Петропавловской крепости мало, кто выходил на свободу. Пытки и публичные казни были для петровской России обыденным явлением.

Известно, что царь был скор на расправу и даже лично участвовал в пытках. Пётр начал своё правление с подавления стрелецких бунтов в Москве, а завершил тем, что приказал отрубить голову Виллима Монса – любовника своей жены Екатерины. Голова, кстати, по приказу Петра была заспиртована.

-8

При неясных обстоятельствах в заточении в Петропавловской крепости погиб и родной сын Петра от первого брака – царевич Алексей, обвиненный в государственной измене. Вполне возможно, что Петр лично пытал сына.

Изменив по своему произволу порядок престолонаследия, Петр фактически спровоцировал последовавшую после него эпоху Дворцовых переворотов.

Ни завещания, ни прямых потомков по мужской линии царь не оставил, и на 30 лет после смерти самого Петра русский престол стал игрушкой в руках вельмож и гвардии.

Досталось от Петра и церкви. Монахов и церковнослужителей царь не выносил, и считал их тунеядцами. На немецкий манер Петр запретил выбирать патриарха, и впоследствии подчинил церковь через Синод государству.

Самобытные русские традиции казались Петру средневековой дикостью, и он, как умел, наотмашь, боролся с ними. Здесь и показательное бритьё бород, и одевание знати в неудобные немецкие кафтаны, и табакокурение, и странные дворянские ассамблеи, которые вместо изысканных балов, как правило, превращались в необузданные, непристойные попойки.

-9

Но в этом был весь Петр – натура увлекающаяся, страстная, неуравновешенная, деспотичная и диковатая. Свершения Петра Алексеевича грандиозны. Его ошибки и «перегибы» впечатляют и шокируют.

Вот и получается, что, сопоставив все pro et contra, нам и сегодня весьма непросто понять, чего от петровских реформ было больше – пользы или вреда?!