Найти тему
Киновед в штатском

"Зловещие мертвецы": Как Стивен Кинг спас первый фильм и помог снять второй

В общем-то, я люблю писать о тривиальных вещах, многим известных либо по википедии, либо по публикациям других поклонников кино. Просто иногда на глаза попадается определенная "дополнительная информация" и хочется оформить заново сформировавшиеся мысли в текст, пусть даже нового в нем не очень много. В данном случае я не претендую на открытие - я всего лишь прочитал старый текст, написанный Стивеном Кингом, и мне захотелось им с вами поделиться. Связан он с культовой картиной Сэма Рейми "Зловещие мертвецы", и именно благодаря этим словам "короля ужасов", мы, собственно, и познакомились с лентой...

Кадр из фильма "Зловещие мертвецы"
Кадр из фильма "Зловещие мертвецы"

Поклонникам хорроров отлично известна история создания "Зловещих мертвецов". Мне как-то приходилось общаться с Сэмом Рейми, и он до сих пор со смехом вспоминает процесс съемок, а также продолжает удивляться тому, что фильм вообще увидел свет. Денег на съемки у молодого режиссера не было, и он, вместе со своим приятелем Брюсом Кэмпбеллом, буквально умолял знакомых, близких и родных вложиться в его затею финансово. Намайнить таким образом получилось немного, поэтому съемочная группа "Мертвецов" состояла почти полностью из непрофессионалов или молодых кинематографистов с крохотным опытом работы. Кроме того, из-за этого условия съемок были не слишком комфортными, неудобными и даже порой опасными.

Кадр со съемок фильма "Зловещие мертвецы"
Кадр со съемок фильма "Зловещие мертвецы"

Однако именно этот непрофессионализм, помноженный на неуемное желание творить, превратили полулюбительскую картину в шедевр и придали ей искренность, коей хоррорам очень часто не хватает. Впрочем, если в процессе съемок Рейми, Кэмпбелл и остальные смогли проявить упорство, настойчивость и выдержку, то по готовности картины друзья столкнулись с тем, к чему жизнь их не готовила - фильм еще и нужно уметь продать. А "Зловещие мертвецы", как мы понимаем, не выглядел лентой, за которую насмерть бьются дистрибьюторы или в очередь встают владельцы кинотеатров. Кстати, на том этапе фильм назывался "Книга мертвых" - авторам очень хотелось таким образом отдать дань уважения почитаемому ими Лавкрафту.

Кадр со съемок фильма "Зловещие мертвецы"
Кадр со съемок фильма "Зловещие мертвецы"

От возможности распространять фильм Рейми по кинотеатрам отказались сразу несколько крупных прокатных компаний, в том числе и Paramount. Другой бы давно отчаялся, но Сэм слишком ценил свое творение, чтобы отступить, и однажды ему удалось, наконец, выйти на весьма значимого человека в мире кино, звали которого Ирвин Шапиро.

Постер фильма "Зловещие мертвецы"
Постер фильма "Зловещие мертвецы"

Шапиро был известен тем, что, ни много, ни мало, входил в число тех людей, кто организовал для мира Каннский кинофестиваль, и на правах мэтра этот человек показывал во Франции много интересного кино, в том числе жанрового. Например, именно его идеей было продемонстрировать почтенной каннской публике "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро, и вы знаете, что произошло дальше с этой лентой. Рейми летал от счастья, когда Шапиро, после просмотра его фильма сказал: "Это, конечно, не "Унесенные ветром", но потенциал у вашей работы есть", однако маститый знаток кино заметил, что название "Книга мертвых" нагоняет скуку, и попросил дать фильму другое название. Так "Зловещие мертвецы" стали "Зловещими мертвецами".

Кадр из фильма "Зловещие мертвецы"
Кадр из фильма "Зловещие мертвецы"

Но показ в рамках большого фестиваля - это еще не победа, привередливая публика освистывала здесь и не такие амбициозные творения. Но Рейми снова повезло - в зале на показе он увидел среди зрителей Стивена Кинга, и тот, к радости режиссера, от фильма пришел в восторг. После сеанса Сэм подошел к писателю, чтобы взять у него небольшую цитату, которую можно было бы поставить на постер, но Кинг пообещал написать развернутую рецензию, и обещание свое сдержал.

Стивен Кинг
Стивен Кинг

Вот что написал Стивен Кинг о "Зловещих мертвецах" в журнал "Сумеречная зона", который он активно поддерживал: "В фильме есть что-то простое и сильное, как в хорошей страшной истории, рассказанной у костра. Но эта простота наиграна, на самом деле сюжет тщательно продуман автором, а детали подобраны с большой любовью и старанием, поэтому зритель утопает в талантливом рассказе, способном заставить вас сгрызть свои ногти, увлекшись переживаниями за происходящим на экране".

Та самая статья Кинга
Та самая статья Кинга

Казалось бы, это не колонка в Variety и не статья для The New York Post, но слова Кинга оказались весьма значимыми как для зрителей, так и для компаний - фильм подхватила New Line Cinema, а посмотреть его захотели тысячи, если не миллионы. Прокат и скандалы вокруг показов "Зловещих мертвецов" - это тема для отдельной статьи, но можно отметить, что сборы фильма восьмикратно перекрыли бюджет его производства, а кассета с лентой Рейми стала в 1983 году самым продаваемым видеорелизом в Великобритании.

Постер фильма "Зловещие мертвецы"
Постер фильма "Зловещие мертвецы"

Сэм Рейми смог расплатиться с инвесторами, вложившимися в съемки его дебюта, но неудача следующей картины - "Волна преступности" - снова оставила режиссера на мели. Рейми решил вернуться к "Мертвецам", и здесь снова на помощь пришел Кинг. Писатель через третьи руки узнал о том, что автор столь понравившегося ему кинохоррора вновь остался без финансирования, и обратился к знаменитому продюсеру Дино Де Лаурентису, недавно поддержавшему самого Кинга с его "Максимальным ускорением". Де Лаурентис встретился с Рейми и после разговора с автором решил выступить инвестором сиквела.

Дино Де Лаурентис
Дино Де Лаурентис

Кстати, ходят слухи, что Рейми весьма дерзко повел себя в беседе с маститым киномагнатом - Дино Де Лаурентис предложил молодому режиссеру экранизировать новую книгу Кинга "Худеющий", но тот отказался, заявив, что будет снимать фильмы только по собственным сценариям и вообще - ему это неинтересно. Другой бы оскорбился, но Де Лаурентис умел просчитывать риски и находить компромиссы, поэтому он сделал вид, что этого разговора не было, дал Рейми снять "Зловещих мертвецов 2" и подарил нам тем самым обин из ярчайших хорроров эпохи.

Кадр из фильма "Зловещие мертвецы 2"
Кадр из фильма "Зловещие мертвецы 2"

Ну? а Кингу стоит высказать отдельную благодарность. Мало того, что он, как мало кто, видит потенциал отличных страшных историй, этот человек лучше других знает, когда "сарафанное радио" работает лучше всякой рекламы. Именно нишевая привлекательность сделала франшизу "Зловещие мертвецы" столь популярной - их вроде бы страшно смотреть, но о них все говорили, и пропустить такое зрелище было никак нельзя.

Кадр из фильма "Зловещие мертвецы 2"
Кадр из фильма "Зловещие мертвецы 2"

Я и сам первых "Мертвецов" посмотрел еще совсем мальчишкой в летнем кинотеатре горсада - было очень страшно, но этот страх нельзя было показать перед друзьями. Не могу сказать, что мне понравилось, или что с тех пор я полюбил хорроры, но это определенно было событие, которое отложилось в памяти. "Зловещие мертвецы" не стали моей любимой франшизой, но как пример удивительного энтузиазма как в производстве, так и в распространении этот фильм заслуживает внимания и уважения. А с участием Кинга история обретает еще и определенный мистический оттенок.

Стивен Кинг
Стивен Кинг

Такая история на ночь. Ждем новых интересных фильмов и встречаемся на канале Киноведа в штатском - тут бывает интересно.

Не болейте, и Увидимся в кино!