Картина «Бум-Эрдени» является одной из последний работ Рериха, написанная им незадолго до своей смерти в 1947 году. Очевидно ассоциативно отсылая к битве Георгия Победоносца со змеем, картина тем не мнее представляет собой общий для всех культур образ борьбы добра со злом и воспроизводит монгольскую легенду о борьбе Бум Эрдени (ни много ни мало – сына самого Будды) и девятиглавого черного мангуса, чудовища из монгольского фольклора.
«Мангус огромен, его утроба вмещает толпы проглоченных им людей и целые стада», а кроме того, как и у многих древних и современных сказочных героев, его душа (смерть) скрыты в другом месте, поиск которого и является залогом победы. Но, как и в любой сказке, у главного героя есть верный друг, который подскажет ответ. Для Бум-Эрдени – это его конь, Лыско, огромный как скала. И на картине уже видно, как теплые краски алого неба побеждают холод смерти, так что победа Бур-Эрдени неминуема. И скоро он с верным конем и верными друзьями вернется за своей невестой Тюк-Тюмен-Солонго, что переводится как «Десять тысяч радуг», и навсегда поселится в прекрасной стране вечного мира и счастья, где «не было зим, а все-то лето, не было смертей, а все-то стало вечным… мысли их были покойны, а сосуды полны»; в своего рода мифической Шамбале, которую, как считается, искал и сам Рерих.
Неизвестно, нашел ли Рерих в итоге свою Шамбалу, но судьба значительной части его наследия свидетельствует о том, что добру еще очень далеко до победы над злом.
После его смерти наследство разделили между двумя сыновьями, старший из которых, Юрий, вернулся в 1957 году в Москву и передал часть наследства в музеи СССР, но самые ценные картины оставил себе, и они продолжали храниться в его квартире на Ленинском проспекте в Москве. В 1960 году Юрий умер и странным образом квартира со всем содержимым перешла к сестрам Богдановым, проживавшим вместе с Юрием в роли бывшей прислуги, ставшей друзьями семьи. А еще через 10 лет в квартире появился некий Виктор Васильчик, который выдавал себя чуть ли не за реинкарнацию Рериха, вскоре женился на одной из сестер Богдановых и стал вместе с ней постепенно распродавать наследие Николая Рериха. Все протесты младшего сына Рериха и настоящего наследника, Святослава, оставались без ответа.
1 апреля 2008 года судьба посмеялась теперь уже над Васильчиком: преступники ворвались в квартиру, пристегнули его к батарее, избили и вынесли четыре картины Рериха на несколько миллионов долларов. Как отметили в Международном центре Рерихов, это, конечно, трагедия, но слишком уж ожидаемая, так как наследие художника оставалось в руках тех, кто не должен был, да и не мог им распоряжаться. А кража так и не была раскрыта.
Впрочем, есть версия, что картина «Бум-Эрдени» была куплена одни крупным российским коллекционером еще в 2003 году и особо им даже не скрывается. А из квартиры была украдена просто хорошая копия, сделанная по заказу Васильчика, желавшего все же скрыть истинный размах своей «деятельности». Но в любом случае для почитателей таланта Николая Рериха картина оказалась потерянной.