Найти в Дзене
Sol Invictus

Как Китай почти стал частью Западного мира

Современный коммунистический Китай является пародией на свою великую историю, ведь многовековые положения и постулаты китайской политической культуры и источники легитимной власти правителя были уничтожены в мгновение коммунистической партией, вершившей «Культурную революцию». До этого момента Китай хоть и переживал очень тяжелой период своей истории, но развивался по европейскому типу: были налажены тесные экономические и военные связи с Германией, Советским Союзом и Великобританией, постепенно развивалась промышленность и страна переставала быть аграрной. Сейчас трудно представить, что еще в XX веке в Китае вполне естественным явлением, например, было принятие христианства, и известно, что «отец нации» Сунь Ятсен крестился как кальвинист, а один из важнейших политических деятелей Чан Кайши - как методист. Колоссальное влияние на Китай оказывала как политология, так и философия европейской цивилизации, которые, смешиваясь с конфуцианскими традициями, создавали уникальный культурный

Современный коммунистический Китай является пародией на свою великую историю, ведь многовековые положения и постулаты китайской политической культуры и источники легитимной власти правителя были уничтожены в мгновение коммунистической партией, вершившей «Культурную революцию». До этого момента Китай хоть и переживал очень тяжелой период своей истории, но развивался по европейскому типу: были налажены тесные экономические и военные связи с Германией, Советским Союзом и Великобританией, постепенно развивалась промышленность и страна переставала быть аграрной.

Сейчас трудно представить, что еще в XX веке в Китае вполне естественным явлением, например, было принятие христианства, и известно, что «отец нации» Сунь Ятсен крестился как кальвинист, а один из важнейших политических деятелей Чан Кайши - как методист. Колоссальное влияние на Китай оказывала как политология, так и философия европейской цивилизации, которые, смешиваясь с конфуцианскими традициями, создавали уникальный культурный синтез. Главным примером являются эпохальные «Три народных принципа» - политическая доктрина правящей партии Гоминьдан, сформулированная Сунь Ятсеном – основателем партии и одним из наиболее значимых политических деятелей Китая, который создал уникальную для азиатского региона чисто европейскую доктрину, принципы которой будут рассмотрены далее.

I. Национализм (民族主義) – незнакомая до этого Азии идея, чей принцип Сунь Ятсен понимал как создание «плавильного котла» американского образца для объединения пяти китайских народов (хань, халха-монголов, тибетцев, маньчжуров и уйгуров) в единый. Фактически концепция означала ассимиляцию народом хань (90% населения Китая) остальных четырех народов для создания единой гражданской нации китайцев. Собственно, подобные идеи в виде романтического национализма существовали в Европе в XIX веке и, хоть попали в Азию лишь спустя сотню лет, но так же способствовали объединению Китая после развала империи Цин и появлению китайской нации. Стоит отметить, что Китай, издревле славившийся веротерпимостью и культурной толерантностью, при существовании Республики (1925–1948) продолжал поддерживать данную конфуцианскую традицию, а правительство тесно сотрудничало с христианскими миссионерами, не препятствуя их печати, деятельности радиостанций и даже школам, что совершенно немыслимо в современном Коммунистическом Китае.

Флаг Китайской республики, который символизировал единство пяти народов (хань, халха-монголов, тибетцев, маньчжуров и уйгуров)
Флаг Китайской республики, который символизировал единство пяти народов (хань, халха-монголов, тибетцев, маньчжуров и уйгуров)

II. Народовластие (民權主義) – идея западной конституционной республики. Сунь Ятсен считал, что одним из главных последствий формирования китайской нации (следуя первому принципу) станет постепенный переход от единоличного диктаторского правления партии Гоминьдан к истинной демократии, с которой Китай вступит в новую для себя эпоху. Принцип народовластия был поделен на две составляющие:
1) Политическая власть (政權) – парламентаризм, гражданские, избирательные и законодательные права населения. В соответствие с этим принципом было создано Национальное собрание Китайской республики – аналог Учредительного собрания в Российской республике.
2) Власть государственного управления (治權). Данная идея как раз является красноречивым примером западно-восточного слияния: изучив французского философа Шарля де Монтескьё, Сунь Ятсен добавил к его законодательной, исполнительной и судебной власти контрольную и экзаменационную. Таким образом, создавалась китайская республика, опирающаяся как на опыт Запада, так и на традиции Китая.

-4

III. Народное благосостояние (民生主義) – проект экономических реформ для перехода от аграрной экономики к индустриальной, обеспечения крестьян землей, введения прогрессивного налога. Идеей Сунь Ятсена являлось то, что именно государство должно обеспечивать своих жителей главными средствами существования, что можно интерпретировать как форму правого социализма. Китай, пасующий перед новым азиатским гегемоном Японией, отчаянно нуждался в создании стабильной и эффективной экономической системы, что, благодаря усилиям сепаратистов и коммунистов, было отложено как минимум на 30 лет. Если бы принцип Народного благосостояния удалось до конца воплотить в жизнь, то может быть в Азии сейчас существовали бы свои США – страна, лишенная государственного капитализма и страна свободного рынка.

Если Вам понравился текст, то подпишитесь на канал для изучения настоящей истории!