Раньше считалось, что после достижения подросткового возраста мозг человека начинает меняться только в худшую сторону, якобы его клетки теряют способность правильно развиваться, повреждаются или умирают и восстановить их уже невозможно, а значит, если какой-либо участок мозга повреждается, то некоторые функции человек утрачивает навсегда. Печальная картина. Однако, доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж делает в своей книге революционное заявление - наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека!
Эта книга познакомит вас с потрясающими возможностями вашего мозга. Вы узнаете: восстанавливаются ли нервные клетки и можно ли «нарастить мозги»; как сделать так, чтобы мозг всегда был молодым; как учить языки так же легко, как это делает ребенок; можно ли лежа на диване наращивать мышцы; как избавиться от тревог, навязчивых идей и плохих привычек, используя пластичность мозга.
Кому следует прочитать эту книгу? Всем, кто хочет научиться поддерживать здоровье мозга и сохранять ясность мышления в любом возрасте.
Идея первая. Принцип нейропластичности позволяет нашему мозгу адаптироваться даже к серьезным изменениям.
Наш мозг меняется и обучается в течение всей нашей жизни и даже, если какие-то его отделы повреждены, другие отделы способны выполнять их функции.
С одной женщиной по имени Черил Шильц произошел случай, из-за редкого побочного действия от малоизученного препарата, её вестибулярная система была разрушена более чем на 95%. В результате она постоянно испытывала ощущение, что пол под ней будто движется и она падает и проваливается, она не могла стоять на одном месте и постоянно качалась. Ничего ей не помогало. Обратившись к следователю Полу Бачу Риту, Черил установила шлем с акселерометром и специальным пластину под язык и всякий раз когда женщина слегка наклонялась в ту или иную сторону, эта пластина подавала лёгкий разряд электричества. Наклоняясь влево, Черил получала разряд электричества слева, наклоняется вправо, справа и так далее. В результате её мозгу пришлось учится держать равновесие заново, она очень долго тренировалась, постепенно результаты становились всё более устойчивыми и в конечном счете Черил обрела способность ходить прямо и стоять ровно.
Это было настоящее чудо, потому что до этого никто не мог и предположить, что другие отделы мозга могут взять на себя работу разрушенной вестибулярной системы. Так работает принцип нейропластичности.
Идея вторая. Силой мысли действительно можно освоить многие навыки.
Некоторые люди, обучающиеся в музыкальной школе, например, по классу фортепиано, мысленно повторяют упражнение, сидят и словно играют очередную пьесу пальцами. Конечно же, тренироваться на клавишных гораздо правильнее, но если их нет под рукой, то упражнение с пальцами очень здорово помогает. Когда садишься обратно за фортепиано, пьесса действительно идет очень легко.
Однажды гарвардский нейрофизиолог Паскуаль Леоне собрал две группы людей, которые никогда раньше не играли на фортепиано и предложил им разучить одну легкую мелодию, после нескольких уроков все её выучили. Потом одна группа продолжила тренировать эту мелодию на инструменте, а другая только представляла, как играет, буквально стучала пальцами по воздуху. В результате обе группы показали похожий уровень игры, и тут можно сделать вывод, что мысленное выполнение действия не сильно отличается от его реального выполнения с точки зрения нейрофизиологии.
Таким образом, мы можем тренировать наши навыки, не используя непосредственно снаряд. А у вас есть такие примеры?
Идея третья. Вы можете управлять своим настроением, используя принцип нейропластичности.
У всех у нас бывали ситуации, когда обуревают те или иные эмоции. Тревога, необъяснимый страх, грустное состояние либо непонятная паника, да всё что угодно... на самом деле возможен огромный спектр эмоциональных состояний, возникновения которых мы просто не можем объяснить себе.
Профессор калифорнийского университета Джеффри Шварц разработал интересную систему. Принцип следующий: как только на вас находят какое-то негативное эмоциональное состояние, вы должны себе четко сказать, что это произошло не из-за каких-то внешних и объективных причин. Нет! Не надо ни на кого сваливать. Это симптомы вашей психологической проблемы, проявления исключительных вашего характера и ни что другое. Как только вы оставите в сторону привычку сваливать вину на других и поймете, что проблема исключительно вас, вы перейдете в принципиально иную систему координат.
Далее просто нужно сместить фокус на деятельность, которая доставляет вам позитивные эмоции. Вы можете заняться спортом, петь, позвонить другу, сыграть на музыкальном инструменте, всё что вам доставляет удовольствие необходимо сделать, как только наступит негативное состояние. Вскоре ваш мозг начнет формировать новые нейронные связи и такое переключение внимания будет даваться вам всё легче и легче. Всякий раз, когда вас будет одолевать хандра, вы сможете моментально переключиться.
Таким образом мы ни то чтобы подавляя проблему, а выполняем более важную вещь, мы на ней не зацикливаемся.
Вы, наверное, замечали, что когда активно работаете, много изучаете, активно творите, чувствуете себя полным энергии и сил? А если в течение длительного периода ничего не делали, не могли найти себе никакого занятия, чувствуете как будто реально тупеете? Профессор калифорнийского университета Майкл Мерсених с этим наверняка бы согласился. Он убеждён, что даже в пожилом возрасте можно сохранять интеллект и бодрость молодого мозга.
Почему же с наступлением старости системы мозга как будто истощаются? Главная причина - это нежелание заниматься обучением, мозг просто не получает должной тренировки. В детстве мы проходим через период очень интенсивного обучения, каждый день узнаём что-то новое, затем идем в школу, потом в университет, а там экзамены, сессия и взаимодействия с новыми людьми, получения жизненного опыта. Но в какой-то момент мы начинаем действовать по шаблонам, привычным лекалам. Например, вы освоили какие-то навыки и только ими и пользуетесь, обрели какие-то знания и опирайтесь только на них. В результате с возрастом все меньше хочется браться за задачи, которые требуют концентрации внимания и вызова. Мы гораздо реже реально берёмся что-то изучать и когда нам исполняется 70 лет, мы можем с уверенностью сказать, что в последние лет пятьдесят не тренировали свой мозг. В то время как хорошо известно, что, изучение второго языка снижает вероятность деменции аж на 50% (в два раза).
В жизни можно встретить людей, которые возрасте около 70 лет сохраняют просто какую-то нереальную бодрость, они отлично соображают. А в чём их секрет? Всё просто - мыслительная гимнастика. У каждого она своя. Кто-то читает книги, кто-то играет в шахматы, кто-то изучает языки, но так или иначе мозг - это те же самые мышцы, которые поддаются тренировке и которые нужно поддерживать в тонусе. Поэтому принцип нейропластичности может помочь нам в любом состоянии и в любом возрасте.
Итак, основная идея книги. Наш мозг действительно уникален. Благодаря мыслям и действиям он способен изменять свою структуру и функционирование. Принцип пластичности мозга сопровождает нас на протяжении всей жизни, зная это, каждый человек даже в пожилом возрасте может сохранить интеллектуальную работоспособность и бодрость духа. Вы также можете управлять своими эмоциями, настроением и более эффективно учиться, работать и осваивать новые навыки.