Найти тему

Стратегия для Белоруссии

"В споре рождается истина".

 - Сократ.

"Белые росы - значит верные"

х/ф "Белые росы"

Флаг и герб республики Беларусь
Флаг и герб республики Беларусь

Статья была впервые опубликована на портале universe-tss.su 28.08.2018 года.

Как показали нынешние события, произошедшие после выборов президента Республики Беларусь, команда Лукашенко не смогла нащупать свою "стратегию", которая позволила бы защитить свой промышленный комплекс как от западных хищников, так и от восточных "незваных гостей". Так что, за признание выборов и отказ от поддержки раскачивания государственного переворота, Бацьке, придется "делиться". Правда, платить придется в-основном, рядовым белорусам.

Сложные взаимоотношения между частями русского народа, разделенного границами Российской Федерации и Республики Беларусь в результате Беловежского предательства, не могут оставить русского человека равнодушным. И интересы Белых росов также близки Великороссам, поэтому я благодарен пользователю Veksl за то, что в дискуссии с ним сумел нащупать те стратегии, которые помогли бы белорусам избежать негативных последствий складывающейся политико-экономической ситуации.

Экономические сложности, которые испытывает Республика Беларусь (РБ), и в которых одни обвиняют Запад, другие Россию, а третьи президента РБ Александра Григорьевича Лукашенко (АГЛ), являются во многом объективными следствиями геополитического положения государства. За время существования Советского Союза на территории Белорусской ССР был создан, как сейчас модно говорить, мощный промышленный кластер, работа которого обеспечивалась ресурсами, поставляемыми из других регионов, равно как и его продукция находила сбыт на рынке Союза. Такая промышленная политика советских экономистов была вызвана наличием необходимого количества трудовых ресурсов и развитой инфраструктурой региона и была, в общем, логична. Тем не менее, при распаде СССР промышленность нового государства столкнулась с проблемой, как в обеспечении ресурсами, оставшимися за границами, так и в сбыте продукции, которая на внутреннем рынке не находила достаточного спроса. Это уже не говоря о разрыве кооперационных связей. Ведь в Белоруссии было много, так называемых, конечных производств, на которых собирались готовые изделия - машины, станки, бытовая техника, из деталей, производимых на других предприятиях, которые также остались за границами нового государства. Тем не менее, руководству РБ удалось сохранить основные флагманы белорусского производства. Сделано это было во многом благодаря восстановлению экономических связей с РФ, откуда вновь стали поступать ресурсы и рынок которой был открыт для продукции белорусской промышленности. Все "тучные нулевые" РБ была наиболее близким союзником РФ, что позволяло ей в полной мере пользоваться плодами экономического роста "старшего брата". Но, к концу десятилетия между союзниками пробежала "черная кошка". На поверхности мы могли видеть нефтегазовые споры, несоюзническое поведение руководства РБ, в частности, непризнание независимости Южной Осетии и Абхазии после "войны трех восьмерок", торможение интеграционного процесса в рамках Союзного государства. Но действительные причины охлаждения отношений лежали в несколько другой плоскости. Конец "тучных нулевых" стал в России временем, когда российские олигархи, закончив "распил" государственной собственности и потерпевших поражение бизнесменов "группы Березовского", перешли к рейдерскому захвату всех более или менее стоящих предприятий и частных бизнесов, до которых могли дотянуться. Не стало исключением и глубоко интегрированное в РФ экономическое пространство РБ, где в госсобственности сохранились лакомые кусочки советского наследия. 

Руководство РБ выступило категорически против распродажи активов и ответило на рейдерскую волну вполне адекватно. Самые зарвавшиеся российские олигархи были остановлены белорусскими силовыми структурами, которые, в отличие от своих аффилированных с крупным бизнесом российских собратьев, "шивших дела" несговорчивым бизнесменам и чиновникам, стояли на страже интересов государства. Все помнят уголовные дела и даже аресты российских "эмиссаров", которые настолько были уверены в своей безнаказанности, что приезжали на территорию "противника". Естественно, российский олигархат не простил белорусам такой "самостийности" и это постепенно привело к сокращению экономического сотрудничества, как в области поставок ресурсов, особенно энергоресурсов, так и в области закрытия рынков. Всем памятны  скандалы с белорусской молочкой и другой сельхозпродукцией. Это привело к тому, что белорусские товары стали, как минимум, приносить меньше прибыли, а, как максимум, проигрывать борьбу на российском рынке и вытесняться с него. Равно как и вся экономика РБ, чрезвычайно зависящая от цен на энергоносители, стала терять свою эффективность из-за повышения себестоимости продукции. Ответом белорусской стороны стало заигрывание с Западом, который вдруг "позабыл", что АГЛ является "последним диктатором Европы", установление связей с антироссийской Украиной и жульничество с санкционными продуктами для компенсации повышения цен на энергоносители. Этот очень краткий экскурс в постсоветскую историю Белоруссии не претендует на глубокий анализ ситуации и поиск причин кризиса отношений и виновных в нем. Основная задача показать, что экономика Белоруссии, как "кластера" российской, советской экономики, не является самодостаточной и не сможет выжить без интеграции с Россией. Но также показать и те причины, которые вынуждают руководство РБ тормозить интеграционные процессы.

Безусловно, если принять вышесказанное, руководство РБ должно искать выходы из сложившейся ситуации, поскольку продолжение конфликта чревато катастрофой, аналогичной которой мы видели у южного соседа белорусов - на Украине. Ведь там ситуация развивалась, во многом, по схожим сценариям, но обрушение экономики произошло раньше по причине компрадорской олигархизации страны и, соответственно, слабости власти. Собственно, у Синеокой не так много вариантов решения проблемы. Начнем с наихудших.

Руководство РБ, для того, чтобы иметь хоть некоторые козыри в борьбе за сохранение страны от разграбления, вынуждено лавировать между РФ и Западом. Угрожая Кремлю разрывом союза и уходом к геополитическим противникам, АГЛ, естественно, блефует. Потому что результаты "ухода на Запад" прекрасно видны на Украине и они ни белорусский народ, ни белорусскую элиту радовать не могут. Ну, разве что небольшую часть либераствующих белорусских нациков, которые будут бенефициарами процесса.

Не могут не понимать этого и кремлевские стратеги, которые спокойно увеличивают давление на неуступчивого сателлита. С другой стороны, и история и существующие связи говорят о том, что альтернативы интеграции с Россией нет. И немало белорусов проголосовали бы за вхождение РБ в состав РФ. Однако, и тут, к сожалению, не все гладко. Еще лет десять назад я лично согласился бы с таким мнением, но сегодня, когда российская олигархическая элита показала свой истинный капиталистический оскал, рассчитывать на вхождение в состав России никому не светит. Хотя, казалось бы, пример Крыма говорит об обратном, но есть ведь и более релевантный пример - Донбасс. Ведь, в действительности, ничего не мешает Москве принять Новороссию в состав РФ и прекратить убийства русских людей. Но ДНР и ЛНР в состав РФ не принимаются. Почему? Потому что придется тратиться на социалку, на восстановление инфраструктуры, подтягивая их до уровня российских, поднимать зарплаты бюджетникам. Тратиться на это российский олигархат и его чиновничество не желает. Они даже своих граждан готовы ограбить  с помощью пенсионной реформы, не говоря уже о  свершившемся скачке цен на бензин, росте налогов и т.п. "непопулярных мерах".

Так почему они должны быть более добрыми к белорусам? Так что возвращение в Россию белорусам в ближайшее время не светит, и интеграционный процесс предполагает единственное требование - отдать на растерзание российским олигархам экономику РБ. Т.е. все прибыльные, или потенциально прибыльные предприятия приватизируются российским олигархатом и "госкорпорациями", которые больше напоминают частные кормушки для их топ менеджмента. После чего пути прибылей и белорусов разойдутся. Первые пойдут в карманы российских олигархов, а вторые пойдут ... своей дорогой, в которой кормить никто никого не обещает.

Нет, конечно, российские олигархи будут платить налоги, они к этому уже привыкли. Но вот не факт, что будут платить в Минск, а не новообразованные "российские оффшоры". Так что, можно с уверенностью сказать, что бюджет Белоруссии существенно похудеет, хотя уровень белорусского ВВП, допускаю, даже поднимется. Но что толку от "удвоения ВВП" тем, с кем этот ВВП удвоенным не делится? Вместе с худеющим бюджетом просядут и социалка и зарплаты бюджетников. Скорее всего, их и не будут уменьшать, но и индексировать, в соответствии с ростом инфляции, явно не будут, просто не из чего. Но это, наверное, тоже не так страшно, мне скажут, да Бог с ними с убогими врачами и учителями. "Они же сами себе выбрали такие неблагодарные профессии" (с) и "если им мало платят, то могут идти в бизнес" (с). Так вот, не хотелось бы огорчать братьев-белорусов, но бизнес тоже пострадает от олигархической оккупации Синеокой. Белорусов не удивить инфляцией, она является, как и везде на постсоветском пространстве, постоянным спутником "независимости". Но инфляция инфляции рознь. Если деньги в экономике не выводятся в оффшоры или карманы олигархов, то их сумма более или менее справедливо распределяется по всей экономике страны. Так происходит в Белоруссии. Если экономика растет быстрее, чем олигархи успевают выводить из нее ресурсы, то средств в экономике также достаточно. Это было характерно для России в "нулевые". В обоих этих случаях инфляция не страшна, а, возможно, даже, полезна. Простой пример. Подняли цены "нефтяники" на топливо, за ними, естественно, подняли все остальные, потому что любые производства зависят от топлива. В итоге "нефтяники", как первенцы, наварились, получив возможность закупиться по старым ценам, а остальные, что называется, "остались при своих интересах". Была зарплата 100р, на которые можно было купить 10 булок хлеба, стала 200, и купить можно тоже 10 булок хлеба. Нефтяники же успели месяц-два покупать по 12-15 булок, а дальше опять поднимают цены. Итого, цены растут, но растет и покупательская способность, так что сохраняется баланс, "нефтяники" даже могут, если не "проедят" прибыль, вложить ее в развитие производства. Но что будет, если часть ресурсов из оборота изымается "в оффшоры"? Их становится меньше и некоторые участники рынка, при повышении цен "нефтяниками" уже не смогут поднять цены на свои товары с выросшей себестоимостью, потому что их просто не купят. Не на что.

Поэтому, они будут снижать норму прибыли и замораживать зарплаты. А на втором круге кто-то, кто имел дело с  уже ранее пострадавшей аудиторией потребителей, обанкротится, часть тех, кто повышал цены в прошлый раз, не сможет их повысить и снизит нормы прибыли и зарплаты. И так далее - инфляция вытягивает из экономики соки - высушивает. Именно такая иссушающая инфляция (ИСИ) сейчас в России. Но у нас большой рынок, гораздо лучшие начальные показатели и баланс между выводом капитала и ростом экономики более-менее, отрегулирован. А вот рынок РБ мал и схлопнется очень быстро, если российские олигархи начнут выводить прибыли из белорусских предприятий и от ИСИ пострадают не только бюджетники, но и бизнес и люди, работающие на частников. Падение покупательской способности быстро приведет к обнищанию населения при обогащении элиты. Здравствуй, социальная напряженность, привет, Майдан. Т.е. в итоге также получается Украина, разве что потребуется больше времени.

Как говорится, "куда ни кинь, всюду клин". Еще вчера я бы сказал, что у меня нет позитивной стратегии для Белоруссии в сложившейся ситуации, но сегодня, пожалуй, она у меня есть. И эту стратегию можно разделить на долгосрочную и краткосрочную. В дальней перспективе Белоруссия, конечно, и исторически и экономически и ментально обречена на реинтеграцию в Россию. И поэтому руководство РБ и лично АГЛ и его преемник должны отбросить виляние хвостом между Западом и Россией. Необходимо забыть о том, что существует Запад с его кредитами и санкционными махинациями и твердо взять курс на интеграцию в Россию, согласовывать с Кремлем внешнюю политику, которая, кстати, весьма успешна и полезна для обеих стран.

Но, в краткосрочной перспективе, белорусам не стоит спешить с интеграцией. Необходимо сохранять реальную независимость, а, в условиях экономической войны с российским олигархатом, максимально закрывать экономику. Естественно, что это приведет к дальнейшему сворачиванию экономических преференций  и удорожанию белорусской продукции.

Ответ на этот  вызов мы можем найти во всеобъемлющем наследии И. В. Сталина. Ведь кроме экстенсивного развития - перманентной индустриализации, в ходе послевоенного восстановления экономики, были применены элементы интенсификации - снижения себестоимости продукции, что приводило к ежегодному снижению цен для населения.

Применительно же к Белоруссии, это увеличит конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках и уменьшит ресурсную зависимость от российского олигархата. Судя по открытой информации, команда АГЛ работает в этом направлении, проводя, например, политику улучшения энергоэффективности. Но необходимы комплексные усилия по автоматизации работы предприятий и повышению ресурсной эффективности. При чем, эти меры могут дать эффект только в  случае планового массового внедрения, поскольку необходимо массирование ресурсов для проведения дорогостоящих модернизационных процедур. Что диктует уход от капиталистического принципа хозяйствования "каждый сам за себя" и переход к плановой экономике, в которой считается не эффективность каждого предприятия, а эффективность всей экономики в целом. В современных реалиях это возможно путем создания межотраслевого концерна, в котором наиболее важные предприятия Белоруссии будут иметь общий бюджет. Важно это и для внешнеэкономической деятельности, так как позволит получить дополнительные преимущества при завоевании рынков в виде обеспеченного демпинга. 

Такая двоякая политика, с одной стороны, позволит осложнить олигархату снижение преференций, поскольку Белоруссия станет реальным и последовательным союзником. Не сможет этого не учитывать и публичная власть в России. С другой экономика Белоруссии станет более конкурентоспособной и сможет продержаться до смены в России элиты, либо смены позиции элиты, как это было в "нулевые". И таким образом Белоруссия избежит тяжелых потрясений и сохранит звание самого стабильного государства бывшего СССР.