Из воспоминаний Гака А.М. Интервью на сайте "ЯПОМНЮ".
После училища попал под Сталинград. Хорошо запомнил как шел на передовую, недалеко от меня выехала "Катюша". Установка сделала один залп, сразу покинула позицию. Все меня поразило и восхитило. Далее начался обстрел, под который попал. Только через час прибыл на передовую, новая жизнь началась.
Оборона опиралась из пехотные ячейки, частично были участки с траншеями. Дивизия сибирская, много бойцов в возрасте, отличилась своей стойкостью. Через две недели, после больших потерь, почти 75% личного состава стали молодые бойцы из Средней Азии, все прибыли с пополнением.
До немцев всего 400 м. Все перед и позади забито уничтоженной техникой, стоит наша и немецкая техника. От этого сразу становилось жутковато. Убитых никто не хоронил и не забирал. Масса трупов разлагалась на нейтралке.
Немцы постоянно бомбили, полностью господствовали в небе. Старые бойцы взяли под свое покровительство. Старшина на третий день принес снайперскую винтовку, вручил в руки. Сдавал свой экзамен на зрелость.
На рассвете выполз на нейтралку, облюбовал позицию. Рассмотрел в оптику умывающихся гитлеровских офицеров, поливали из ведра друг друга. Снял одного выстрелом, второй товарища в укрытие затащил. Первый мой фриц.
Очень помог найти свое место на войне командир другого взвода. Помог все понять, многому научил. Все обучение происходило быстро. Далее начался постоянный жуткий кошмар...
Мы непрерывно атаковали. Развернулись тяжелые бои. Постоянно получали задачу взять передний край противника. Очень трудно вылезать навстречу плотному огню. Сам выдвигаешься вперед и своих поднимаешь, все только матом. Винтовка со штыком в руках...
После войны все это снилось, каждую ночь отправлялся в атаку. Несколько раз поучаствовал в рукопашной схватке. После очередной чуть с ума не спятил. В рукопашной убил трех фрицев. После всего чуть остыли, посмотрел и увидел только двух своих фрицев, тех кого уничтожил. Сразу начал по траншее бегать...
Где мой третий? Где? Стал все трупы переворачивать, пытался найти своего рыжего фрица. Когда убивал, запомнил, что фриц рыжий. Стал переживать, что фриц выжил, отполз куда-то, надо найти и добить! До такой степени докатился озверения...
Обычно если отбивали немецкие траншеи, то потом немцы возвращали свои утраченные позиции. Начинали участок поражать минометным огнем, далее наносили удар самолетами. После всей этой обработки проводили контратаку. У нас после всего бойцов не оставалось, не могли удержать позиций, отходили назад.
Наши потери? За месяц боев через взвод прошло более ста человек. Вот ожесточение того периода, накал происходившего. Фрицев практически в плен не брали. Их попросту не куда было девать. Тыл понятие на тот период относительное. Гуманности не было.
Брать фрицев в плен стали только с 43-го. Но и тогда случалось следующее. Отправишь конвоировать десяток пленных в штаб, а дай бог до штаба трех доведут. Даже при всем этом, по отношению к пленным мы были человечнее немцев. Ранило при очередной атаке, попали под бризантные снаряды. Так вышел живым из того пекла.
С весны 43-го стал командиром роты. Попал на позиционную войну. Уважение на передовой зарабатывается в бою. Вскоре стал комбатом.
Начиная с лета 43-го вели тяжелые наступательные бои, грызли вражескую оборону в направлении на Полоцк. Звучало все как бои местного значения. Каждый день батальон терял до 50 убитыми и ранеными. Практически Сталинград...
Боеприпасов стало хватать. Ценились немецкие пулеметы и автоматы, все стремились организовать свою заначку. Кормить на передовой стали сносно.
Один раз партизаны провели нас в гитлеровский тыл, на рассвете атаковали населенный пункт Хорны. Взяли целый эшелон с продуктами. В одном из вагонов обнаружили картонные ящики с деликатесами, подарки для немецких офицеров. Один из вагонов с вином. Все бойцы свою душу отвели по полной.
Комполка сразу на связь вышел, ласковым голосом стал спрашивать: "Почему взятым не делишься?". Было непривычно от его голоса, обычно только орет и материться, не ожидал услышать человеческий голос. Если было затишье, то пили. Пить на фронте это норма, неизбежная часть...
Некоторые бои запоминаются. Разведка сообщила, что фрицы на нашем участке будут отходить по шоссе. Намечалось небольшое окружение. Вышел ротой в тыл к противнику. Оседлали шоссе ведущее на запад. Бойцы с ружьями ПТР залегли практически на трассе.
Появилась большая колонна, впереди легковая машина. Ударили по передовой машине, практически снесли колонну, нанесли ощутимый урон отступающим.
К штабным все относились пренебрежительно. Расстояние в два километра делило всех на живых и мертвых. Наградной вопрос в этом антагонизме участвовал. В штаб заходишь, там все с орденами. Представляешь бойцов к наградам, а в штабе хрен кому что выделят! За рейд по тылам представил отличившихся бойцов к медалям, никто не получил.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
КАК НАГРАЖДАЛИ НА ФРОНТЕ
НАЛИЧИЕ НАШИХ БАТАРЕЙ БЫЛО ДЛЯ НЕМЦЕВ НЕОЖИДАННОСТЬЮ
НАРОД НЕ ЖАЛЕЛИ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.