Найти тему
О Москве нескучно

Реконструкция Каланчёвского путепровода: выживет ли оригинальный мост?

Оглавление

Каким сооружение должно было стать изначально? Почему за его проектирование взялся архитектор Щусев, хотя не имел к объекту никакого отношения? Зачем ему понадобилось одобрение Императорской академии художеств? А также - почему декор моста воплотили не полностью? И каким станет путепровод после современной реконструкции? Читайте до конца, будет интересно!

Инициатива не всегда наказуема

Изначально на месте путепровода располагалась 300-метровая земляная насыпь с конструкциями, напоминавшими мост в тех местах, где была проезжая часть. Сооружение принадлежало Московско-Курской железной дороге. Выглядело это всё не так уж и привлекательно, поэтому в начале 1910-х архитекторы подготовили проект реконструкции путепровода. Предполагалось, что он станет сооружением в стиле модерн с большим количеством декоративных украшений.

Каланчёвский путепровод, 1914.
Каланчёвский путепровод, 1914.

Тем временем, Московские власти провели конкурс на строительство нового здания Казанского вокзала. Итоги объявили в октябре 1911 года. Победил проект архитектора Алексея Щусева. Он сразу понял, что его здание вокзала совсем не будет сочетаться с путепроводом в стиле модерн.

Пришлось проявить инициативу и подготовить свой проект реконструкции железнодорожного моста. Его Щусев сделал в 1912 году и предоставил на утверждение Московским чиновникам. Чтобы вариант Щусева особо не меняли, архитектор в последствие даже заручился поддержкой Петербургской академии художеств. Учреждение предоставило своё заключение относительно проекта.

Неоклассика вместо модерна

Городские власти противиться не стали. Они поняли, что для них сложившаяся ситуация - это большая удача. Мало того, что к внешнему облику города руку приложит сам знаменитый Щусев. Так ещё и не только #вокзал построит, но и заодно железнодорожный путепровод.

Один из первых проектов Каланчёвского путепровода от А. В. Щусева.
Один из первых проектов Каланчёвского путепровода от А. В. Щусева.

Архитектор предложил мост в более спокойном неоклассическом стиле. По задумке Щусева, сооружение должно было сочетаться не только с будущим Казанский вокзалом, но и зданием таможни на противоположной стороне площади.

Ещё один вариант Каланчёвского путепровода от А.В. Щусева.
Ещё один вариант Каланчёвского путепровода от А.В. Щусева.

Правда без изменений всё-таки не обошлось. Уже во время финального этапа проектирования московские власти захотели расширить проезды под мостом для въезда на площадь. А также сделать ещё один дополнительный в районе современного Рязанского проезда. Из-за этого Щусеву пришлось отказаться от ферм моста и воспользоваться вертикальными опорами.

Здесь наглядно видно, насколько разнообразную отделку можно сделать с помощью финского гранита, 1919.
Здесь наглядно видно, насколько разнообразную отделку можно сделать с помощью финского гранита, 1919.

Менялся и декор сооружения. В 1913-1914 годах Щусев наконец-то определился с материалом для отделки путепровода. Архитектор выбрал серый финляндский гранит. С ним было достаточно легко работать, придавая камню разные формы. Вы это можете заметить, если посмотрите на опоры моста - текстуры очень разные.

Почему воплотили не все идеи

Есть точка зрения, что Щусев вдохновлялся не только соседними зданиями на площади, но и архитектурой Италии. Он как раз путешествовал по этой стране в 1911 году. Как бы там ни было, а украшений у путепровода изначально планировалось больше, чем получилось в итоге.

Такой фонтан планировали в нише путепровода, но так и не сделали.
Такой фонтан планировали в нише путепровода, но так и не сделали.

Например, так и не сделали фонтан в одной из арочных ниш. Произошло это потому, что Российская Империя стала участницей Первой Мировой войны в 1914 году. Завершить работы не успели, а после уже было как-то не до этого. Поэтому отделку отложили.

-6

Однако после Октябрьской революции 1917 года к декору так и не вернулись. Хотя Щусев неоднократно пытался возобновить работы по отделке, чтобы реализовать все задуманные варианты. Но каждый раз получал отказ. Конструктивно путепровод был готов. Только вот декор полностью не завершили.

Реконструкция или уничтожение?

Во времена #ссср Каланчёвский путепровод исправно работал, соединяя Курский вокзал с Рижским и Белорусским направлениями железной дороги. Неудивительно, что такой важный транспортный узел решили использовать для организации Московских центральных диаметров ( #МЦД ) пару лет назад.

-7

Однако к пуску проекта подготовились плохо. Я не буду писать о недочётах. Сказано о них было достаточно. Одним из них стал Каланчёвский #путепровод . Его пропускная способность не удовлетворяла запросам быстрой электрички.

Работы по реконструкции Каланчёвского путепровода.
Работы по реконструкции Каланчёвского путепровода.

Пришлось начинать реконструкцию. Сначала #архитектура моста должна была измениться до неузнаваемости, но под давлением общественности проект всё-таки пересмотрели. Исторический облик опор решили сохранить. Однако в целом путепровод очень сильно изменится.

Таким путепровод станет после окончания реконструкции в 2023 году.
Таким путепровод станет после окончания реконструкции в 2023 году.

Теперь здесь будет 4 железнодорожных пути, чтобы можно было организовать более чёткое движение поездов. Завершат работы в 2023 году. А пока людям придётся смириться с огромными окнами в расписаниях каждый день, а также стройкой на Комсомольской площади. Будем надеяться, что оно того стоит. А мост после реконструкции не превратится в сомнительного вида сооружение.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!