Найти тему

КТО ТЫ, ЧЕЛОВЕК? 2 часть

Дом с открытыми ставнями

(окончание)

Но самым излюбленным жанром для Рембрандта становится портрет. Все работы этого времени отличает пристальное внимание к внутреннему миру человека и тонкий психологизм. Правда манера письма немного меняется: живопись становится более гладкой и прихотливой. Несомненно, эстетика стиля барокко, господствовавшая в художественной среде XVII века, коснулась и творчества Рембрандта.

Вскоре мастерская Рембрандта становиться центром художественной жизни Амстердама. Он набирает учеников и достаточно умело предается педагогической деятельности. Нет недостатка и в заказах: многие именитые горожане считают престижным для себя портретироваться именно у Рембрандта. Его гравюры пользуются большим спросом и продаются даже за границей.

В 1934 году художник женится на Саскии ван Эйленбург, младшей дочери уважаемого горожанина, и наступает самый счастливый период его личной жизни – время, которое не повторится уже никогда. Знаменитое полотно «Автопортрет с Саскией на коленях», (1635) по праву считают гимном взаимной любви и человеческого счастья.

Автопортрет с Саскией на коленях. 1635
Автопортрет с Саскией на коленях. 1635

Он покупает большой дом, внося за него половину стоимости, обставляет его предметами роскоши и увешивает стены произведениями известных художников. Рембрандт посещает лавки старьевщиков, выискивая экзотические предметы, старинное оружие и необычные одежды. Все это было необходимо не столько для создания артистического убранства дома, сколько для творчества. Он любил наряжать молодую жену в причудливые одежды и писать то в виде Флоры, то в элегантных светских одеждах, то в виде чопорной и подтянутой дамы.

Рембрандту всегда претили застолья в тавернах, он никогда не задавал шумных домашних пиров, как это любили делать Рубенс и Ван Дейк, но его новый семейный дом был всегда гостеприимным и открытым.

В конце 1630-х годов мастер завершает цикл картин на библейские темы, заказанных принцем Оранским. Среди них, отмеченные монументальностью и барочной мощью, выделяются «Снятие со Креста» (1634) «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Ослепление Самсона» (1636). Также Рембрандт пишет полотна на темы античности и несомненным шедевром среди них является «Даная» (1636, переписана после 1640 года). В этой работе во всей полноте проявился знаменитый «золотистый колорит» живописца и особое, не имеющее аналогов в живописи того времени, световое решение композиции. Несмотря на античную тему, картина полна домашнего, интимного уюта и ее общее настроение оказалось созвучно настроениям современников Рембрандта.

Даная. 1636–1640
Даная. 1636–1640

В начале 1640-х годов Рембрандт получает почетный заказ на создание группового портрета членов стрелковой гильдии. Законченное в 1642 году полотно, впоследствии получившее название «Ночной дозор», по праву относят к вершинам мировой живописи. Художник представил торжественный сбор стрелков, в котором переплелись героический пафос и бытовая реальность. Восторженно принятая просвещенными современниками картина крайне не понравилась заказчикам и была помещена в непредназначенном для нее месте. При этом чтобы сократить размеры огромного полотна, холст бесцеремонно обрезали, нарушив первоначальную композицию.

НОчной дозор. 1642
НОчной дозор. 1642

1640-е годы… Второй амстердамский период творчества художника. Время потерь, время крушения надежд. В 1642 году умирает Саския и Рембрандт остается с годовалым сыном Титусом на руках. Художник не может выплатить долг за дом, теряет заказчиков и в его благополучную то того времени жизнь входит новое явление – нищета.

Мастерство живописца к этому времени достигло своей вершины, изменилось его мировоззрение, изменился и взгляд на предназначение искусства. Приспособиться к новым вкусам, к новым требованиям рынка картин, художник не мог и не хотел.

Кто ты, человек?

Он неоднократно задавал себе этот вопрос. И когда писал автопортреты – от молодости до седых волос, и когда писал лица нищих стариков в окраинных районах Амстердама, и когда – в счастливый и безмятежный период любви – писал свою единственную Саскию.

В поздний период творчества Рембрандтом были написаны самые глубокие и самые психологические портреты. Такого внимания к человеку, такого философского обобщения жизненного пути личности до Рембрандта не достигал никто. Портреты конца 1650-середины 1660-х годов предельно реалистичны, в них не осталось и следа стиля барокко. Один из лучших примеров – «Портрет старушки» (1654). Этот портрет вне времени: подобных пожилых женщин с умиротворенным лицом, с натруженными руками можно встретить в любом государстве, в любые века. И главная тема портрета – сопереживание героине, ее прожитым, возможно нелегким годам, станет образцом для творчества последующих поколений художников-реалистов. В этот период изменилась и живописная манера художника – он стал писать широкими, корпусными мазками. Современники шутили, что «холсты Рембрандта можно поднять с пола за нос».

Портрет старушки. 1654
Портрет старушки. 1654

В начале 1650-х годов в жизни Рембрандта появляется молодая женщина – Хендрикье Стоффельс, которая разделит с ним годы лишений, но и она умрет в 1663 году. А в 1664 году художник лишится и своего любимого сына Титуса.

Трагедии в личной жизни, частичная потеря зрения от непрестанной работы над офортами, не сломили сильного духом мастера. К концу жизни он стал философом с кистью в руках. И все это отразилось в его последней большой картине «Возвращение блудного сына». В этом полотне мастер попытался ответить на мучивший его вопрос: кто ты, человек? к чему стремишься? к кому приходишь в конце пути?

Сострадание. Вот главная тема этого произведения. Темный колорит, яркие всполохи света акцентирующие фигуры старика-отца и одетого в поношенные одежды сына придают сцене одновременно ощущение камерности и всеобщности происходящего. Эта встреча-покаяние, встреча-всепрощение, встреча-возвращение человека к своим истокам станет заключительным мажорным аккордом в живописи великого мастера.

Возвращение блудного сына. 1665
Возвращение блудного сына. 1665

Рембрандт ван Рей умер в 1669 году, забытый современниками, в маленьком домике на окраине Амстердама. И только в середине XIX века состоялось подлинное открытие художника. Его потемневшие со временем холсты стали подлинным образцом для художников-портретистов нового времени, для тех, кто главной задачей портрета считал раскрытие на холсте внутреннего мира человека, его личной неповторимой вселенной.

Спасибо все, кто прочитал до конца.
Жду Ваших оценок.