У моего отца был своеобразный характер – своему обидчику он никогда не говорил в глаза, а дожидался удобного случая и при первой же возможности «возвращал долг» в необычной форме. Я уже рассказывал про то, как он отучил своего коллегу воровать глину. Сегодня ещё одна история. Сразу оговорюсь, что на этот раз тема шахты здесь никак не фигурирует. Тем не менее, возвращённый «должок» оказался очень жёст[о]кий.
Отец был в хороших отношениях со своим начальником, неоднократно бывал у него в гостях. И как-то раз жене начальника нужно было куда-то срочно съездить и что-то забрать. А самому начальнику вырваться с работы ну никак не получается – все начальники ходят по пятам за директором как цыплята за наседкой. Я не знаю, что там было за мероприятие, но вот такова ситуация. Отец работал на доставке, всегда в утреннюю смену. Начальник даёт наряд, раздаёт каждому рабочему задания, время от времени поглядывает на отца, но ничего ему не говорит. Наряд закончился, шахтёры встали и пошли переодеваться. Направился к выходу и отец – он и сам хорошо знает, что нужно делать. А коли начальник ничего не сказал, значит, доставка в привычном порядке – т.е. сориентируемся на месте. Однако начальник остановил отца и бригадира, спросил:
– У тебя машина исправна?
Отец кивнул:
– Да, исправна. Колёса крутятся.
Показывая на отца, начальник обращается к бригадиру:
– Сегодня он в шахту не пойдёт, а упряжку ему поставим. Доставку можно не делать – леса под лавой много, хватит на четыре дня.
Бригадир согласился:
– Понятно. Его не ждём, – и вышел из кабинета.
В недоумении отец остался в кабинете участка наедине с начальником. Впрочем, начальник быстренько ввёл рабочего в курс дела, объяснил ситуацию. Отец прикинул – тут делов-то часа на два, максимум на три. Почему бы и не свозить жену начальника по её делам? Да запросто! Ударили по рукам. Начальник позвонил жене, что её вопрос решён и пусть ждёт. Отец пошёл домой заводить машину, начальник отправился к директору вместе с начальниками других участков.
Итак, заехал отец за супругой начальника и поехали через весь город в другой район. Заехали во двор жилого массива из старых пятиэтажек, остановились у одного из домов около подъезда. Лето, жара. Отец вышел из машины, супруга начальника немного замешкалась в своей сумочке и потому чуточку задержалась. Закрывая за собой дверь, отец был обращён лицом к пятиэтажке и успел заметить, как на крышу автомобиля падает и разбивается куриное яйцо. Скорлупа, желток, белок – в стороны. Молниеносный взгляд вверх – прямо над машиной с подоконника третьего этажа скрылась детская голова и следом быстренько закрылась оконная створка. Женщина испуганно вскрикнула, выскочила из машины:
– Кто это сделал? Не видел?
Отец отрицательно покачал головой:
– Чёрт его знает. Нет, не видел.
Женщина пошла в дом, сокрушаясь по дороге: «Безобразники! Ремня на них нет». Не поднимая лишнего шума, отец достал из салона тряпку и начал протирать крышу автомобиля, процедив сквозь зубы: «Вот гадство».
Закончив с марафетом, он посмотрел вокруг – двор пустынный, народу никого и, следовательно, лишних глаз нет. Нашёл булыжник, оценивающе взглянул на окно третьего этажа, ещё разочек обвёл взором двор, размахнулся и... запустил каменюку по цели. Намеревался попасть в стекло, а угодил точно в перекрестие оконной рамы. Вместо одного проёма рамы стёкла со звоном посыпались чуть ли не со всего окна. Встал около машины и посматривает то наверх, то куда-то в сторону. Из разбитого окна выглянула хозяйка с булыжником в руке, быстренько повертела головой по сторонам, заметив отца сердито крикнула:
– Мужчина, вы не видели кто это сделал?
Отец вытянул в сторону руку:
– Да вон сорванцы за угол побежали.
С громкими ругательствами хозяйка скрылась в глубине комнаты. Спустя пару мгновений из окна выглянул мальчуган и... замер. Видимо, он не рассчитывал встретиться глазами с автовладельцем, над которым он несколько минут похулиганил. Однако суровый взгляд дяденьки у машины ввёл его в замешательство и он лишь растерянно моргал ресницами. Отец показал ему кулак, отвернулся и с чувством возвращённого «долга» сел в машину дожидаться жену начальника.