Найти тему
Этноmix

Главный Храм Вооруженных Сил — храм Христа, Перуна и Тенгри.

23 августа 2020 г. в Кубинке состоялся концерт, на котором министр обороны С. Шойгу наградил медалями строителей ГХВС, Главного Храма Вооруженных Сил, а именно главного архитектора Дмитрия Смирнова, Даши Намдакова, митрополита Тихона и ряд других деятелей. Концерт был приурочен к открытию форума Армия-2020.

Весьма необычно было то, что храм стал элементом декорации и его подсветка менялась в тон подсветки сцены.

На строительство храма было потрачено 6 миллиардов рублей, а построили его в рекордно короткий срок — всего за 1,5 года.

Первой крупной работой архитектора Дмитрия Смирнова (1985 г рождения) стал храм Новомученников в Сретенском монастыре, открывшийся в 2017 г., которым тогда руководил митрополит Тихон. Именно покровительство Тихона позволило Дмитрию сделать головокружительную карьеру от компьютерного дизайнера до архитектора современных православных храмов. Стилистически оба храма очень похожи: орнаментика, мозаики, входная группа, светильники представляют собой новый архитектурный стиль, который можно охарактеризовать как православное фэнтэзи, включающий элементы сталинского апмира, советской пропаганды и кельтского орнамента.
Довольно странно, что пропорции храма основаны на нумерологии, привязанной к Хроносу, а не к гармонии отношения пропорций, как принято в классицизме. Так, например, диаметр барабана главного купола – 19,45 метров, что должно символизировать 1945 г., высота Храма вместе с крестом составляет 96 метров, так как 960 г. считается годом рождения Владимира. Высота звонницы составляет 75 метров, так как в 2020 году исполняется 75 лет победы в ВОВ. Высота малого купола – 14,18 метров: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Чисто визуально эти пропорции считать невозможно, поэтому соотношение пропорций храма выглядят случайными.

Фасады здания отделаны металлом, своды — остеклены, что является нововведением. Купол храма является стилизацией шлема александра Невского. Да и сам цвет храма в стиле милитари идет в разрез с православными традициями.

Воскресенские храмы соотносятся с праздником пасхи, тогда как ещё при Алексии II была принята концепция, что день победы в православии является днем поминовения усопших. Однако храм связанный с этими событиями почему-то решили посвятить воскрешению Христову, что должно носить совершенно иной, характер, свойственный Пасхе.

Даши Намдакова со своей стороны пригласил Шойгу, который является поклонником его творчества. Даши украсил храм скульптурными композициями, в том числе скульптурой Христа и драконов внес в храмовое пространство совершенно новое измерение, никогда ранее не виданное в православной традиции. Скульптурные элементы тератологического стиля присутствовали и ранее в храмах Владимира, например на соборе Покрова на Нерли или Дмитриевском соборе, но их стилистика и орнаментика совершенно иная. Раньше орнаменты были в скифском стиле на юге и в тератологическом стиле на севере. В новом же храме они скорее похожи на кельтские плетенки. И никогда ранее не встречалась скульптура Христа в алтарном пространстве, такое можно встретить только в католической церкви. Что касается золотой скульптуры, обрамлённой золотыми лучами на фоне тёмно-синего неба, она мне напомнила символику древнейшей религии монголов — тенгрианство. Тенгри-хан мыслился огромных размеров, что, по всей вероятности, должно было отражать космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу. Сама скульптура тоже огромных размеров.

Интересно, что Тенгри обитают на 17 небесах, в 33 царствах, каждое из которых имеет своего хана. Да и в русских сказках тоже фигурируют 33 богатыря. В храме также присутствует образ Ильи Муромца в лике святых, который исцелился в 33 года. Причисление Ильи Муромца к православному воинству весьма сомнительно, так как он получил исцеление от Волхвов, да и былинный эпос имеет отношение к Руси до крещения.

Как известно, до принятия христианства главным богом дружины был Перун — бог-громовержец. Одна из древних традиций, является утроение драк на тризне «умершему» Перуну. Как раз на полигоне Кубинки и происходят стрельбища, военные соревнования и продаже вооружений. А в вечерней подсветке кроваво-красного цвета храм напоминает грозный перунов огонь. Кроме того, в ступени храма добавили свинец из немецких танков, чтобы ступать по оружию поверженного врага.

Возможно, сейчас идет обращение к мифологическим корням, формируется какой-то новый синтез древнейших верований славян с переосмыслением православной традиции. А может идет сближение культа Перуна и культа Тенгри — Вечного Неба и пространства шаманизма, одной из древнейших религий мира.

Визуально храм имеет несколько совершенно различных стилистических элементов:

  • орнаментика в псевдо-византийском стиле
  • работы Даши Намдакова в магическом стиле
  • витражи в стиле московского метро
  • светильники в двух разных стилях
  • мозаики
  • гжель
  • фонари в виде штыков

Но поскольку сближение это идет в эпоху постмодерна, когда происходит деконструкция традиций, мы имеем причудливое смешение разнородных элементов, где невозможно выделить основное смысловое ядро: Христос, Тенгри или Перун. Возможно, в религии будущего все эти божества смогут общаться не только между собой, но и будут включать в свой круг общения Будду и Мухаммеда и на свет появится новый храм, объединяющий все религии мира.

Читайте также: