Найти тему
Романтика окраин

Хамовники без троллейбуса. И вся Москва тоже. Прощай, 28-й!

В продолжение рассказа о 59-м, хочу также показать вам отснятый незадолго до отъезда на юга, 9 августа материал по 28-му маршруту. Этот маршрут наравне с М4, был последним, который хоть как-то цеплял центр города, теперь его нет, как c сегодняшнего утра нет больше и московского троллейбуса вообще. Давайте посмотрим каким он был и запомним его таким, весело рассекающим по Комсомольскому проспекту, проспекту Вернадского и до Ленинского...

1. Троллейбусная конечная и разворотный круг Станция метро «Парк Культуры». Сооружён в ходе строительства Крымской эстакады и введён в эксплуатацию вместе с троллейбусной линией по Комсомольскому проспекту рядом со станцией метро «Парк Культуры» в 1959 году. В том же году был запущен троллейбусный маршрут № 28 — Станция метро «Парк Культуры» – МГУ, который через короткое время был продлён до 2-й улицы Строителей (ныне - улица Марии Ульяновой), а в 1961-м году был продлён по улице Марии Ульяновой до Ленинского проспекта. По этой трассе троллейбус и ходил по сей день. В 1999-2000 гг. на некоторое время обрезался до Лужников из-за ремонта Лужнецкого метромоста, с 01.09.2000 вновь ходит до Ленинского. 

Также, недолгое время, в 1963-1964 гг. через этот круг разворачивались троллейбусы маршрута № 47 — Крымская площадь – 34-35-й кварталы Юго-Запада.

С 2 мая 2016 г. до момента закрытия троллейбусный разворотный круг под Крымской эстакадой являлся тупиковым конечным пунктом линии по Комсомольскому проспекту, до этого момента функционировала троллейбусная линия по самой Крымской эстакаде, использовавшаяся троллейбусами маршрута № 31 — Стадион «Лужники» (южн.) – Трубная площадь и с лета 2017 года обрывающаяся сразу на съезде с эстакады на Остоженку. На Комсомольский проспект имелся съезд с Садового кольца, не использовавшийся в штатном маршрутном движении и также демонтированный летом 2017 года во время очередного этапа реконструкции Садового кольца (до лета 2018 года сохранялась стрелка на пересечении этих линий). При этом съезд с Комсомольского проспекта на Крымский проезд (дублёр Садового кольца) был демонтирован за много лет до этих событий).
1. Троллейбусная конечная и разворотный круг Станция метро «Парк Культуры». Сооружён в ходе строительства Крымской эстакады и введён в эксплуатацию вместе с троллейбусной линией по Комсомольскому проспекту рядом со станцией метро «Парк Культуры» в 1959 году. В том же году был запущен троллейбусный маршрут № 28 — Станция метро «Парк Культуры» – МГУ, который через короткое время был продлён до 2-й улицы Строителей (ныне - улица Марии Ульяновой), а в 1961-м году был продлён по улице Марии Ульяновой до Ленинского проспекта. По этой трассе троллейбус и ходил по сей день. В 1999-2000 гг. на некоторое время обрезался до Лужников из-за ремонта Лужнецкого метромоста, с 01.09.2000 вновь ходит до Ленинского. Также, недолгое время, в 1963-1964 гг. через этот круг разворачивались троллейбусы маршрута № 47 — Крымская площадь – 34-35-й кварталы Юго-Запада. С 2 мая 2016 г. до момента закрытия троллейбусный разворотный круг под Крымской эстакадой являлся тупиковым конечным пунктом линии по Комсомольскому проспекту, до этого момента функционировала троллейбусная линия по самой Крымской эстакаде, использовавшаяся троллейбусами маршрута № 31 — Стадион «Лужники» (южн.) – Трубная площадь и с лета 2017 года обрывающаяся сразу на съезде с эстакады на Остоженку. На Комсомольский проспект имелся съезд с Садового кольца, не использовавшийся в штатном маршрутном движении и также демонтированный летом 2017 года во время очередного этапа реконструкции Садового кольца (до лета 2018 года сохранялась стрелка на пересечении этих линий). При этом съезд с Комсомольского проспекта на Крымский проезд (дублёр Садового кольца) был демонтирован за много лет до этих событий).
2. До 2013 года недалеко от разворотного круга, в доме по адресу Комсомольский проспект, 3 строение 1 располагалась диспетчерская конечной троллейбусной станции «Крымская», около этого дома осуществлялась кратковременная стоянка троллейбусов 28-го маршрута и делалась отметка в путевом листе. Затем диспетчерская была закрыта, а отстой троллейбусов был перенесён непосредственно на конечную остановку. Обеды для водителей 28-го маршрута даже в период функционирования конечной станции были организованы в Лужниках.

Разворотный круг «Станция метро "Парк Культуры"» был выведен из эксплуатации 25 августа 2020 года в связи с закрытием троллейбусного маршрута № 28. Одновременно были закрыты троллейбусная линия по Комсомольскому проспекту, конечная троллейбусная станция «Лужники», линии по Лужнецкому мосту, проспекту Вернадского и улице Марии Ульяновой. Маршрут № 28 стал одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72).
2. До 2013 года недалеко от разворотного круга, в доме по адресу Комсомольский проспект, 3 строение 1 располагалась диспетчерская конечной троллейбусной станции «Крымская», около этого дома осуществлялась кратковременная стоянка троллейбусов 28-го маршрута и делалась отметка в путевом листе. Затем диспетчерская была закрыта, а отстой троллейбусов был перенесён непосредственно на конечную остановку. Обеды для водителей 28-го маршрута даже в период функционирования конечной станции были организованы в Лужниках. Разворотный круг «Станция метро "Парк Культуры"» был выведен из эксплуатации 25 августа 2020 года в связи с закрытием троллейбусного маршрута № 28. Одновременно были закрыты троллейбусная линия по Комсомольскому проспекту, конечная троллейбусная станция «Лужники», линии по Лужнецкому мосту, проспекту Вернадского и улице Марии Ульяновой. Маршрут № 28 стал одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72).
3. 28-й был последним маршрутом троллейбуса, который ходил в районах Хамовники, Гагаринском и Проспект Вернадского.
3. 28-й был последним маршрутом троллейбуса, который ходил в районах Хамовники, Гагаринском и Проспект Вернадского.
4.
4.
5.
5.
6. Не верится, что московский троллейбус стал историей.
6. Не верится, что московский троллейбус стал историей.
7. На фоне каланчи Хамовнического полицейского дома. Здание построено в конце XVIII века. В начале XIX века это была церковь Хамовнических казарм, а в конце XIX – начале XX вв. — пожарная часть с высокой каланчой, переделанной, очевидно, из церковной колокольни. Затем здание перестроено в 1897 году в стиле ампир по проекту архитектора А.О. Гунста, каланча была снесена в 1941 году для дезориентации авиации противника. Позже здание принадлежало Фрунзенским казармам. В 2013 году пожарная каланча была восстановлена.
7. На фоне каланчи Хамовнического полицейского дома. Здание построено в конце XVIII века. В начале XIX века это была церковь Хамовнических казарм, а в конце XIX – начале XX вв. — пожарная часть с высокой каланчой, переделанной, очевидно, из церковной колокольни. Затем здание перестроено в 1897 году в стиле ампир по проекту архитектора А.О. Гунста, каланча была снесена в 1941 году для дезориентации авиации противника. Позже здание принадлежало Фрунзенским казармам. В 2013 году пожарная каланча была восстановлена.
8. Рядом с Храмом Николая Чудотворца в Хамовниках.
8. Рядом с Храмом Николая Чудотворца в Хамовниках.
9.
9.
10. Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 году. В 1657 году храм упоминается как каменный. Ныне существующий храм был построен в 1679—1682 гг. Трапезная с приделами и колокольней пристроены в 1694 году. Колокольня храма ныне является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы. В 1849 году храм был освящен после разорения 1812 года. В советское время храм не закрывался, с 1915 года до 1960 года в нём служил известный протоиерей Павел Лепёхин. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом 108 пудов, снятый в 1930-е.
10. Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 году. В 1657 году храм упоминается как каменный. Ныне существующий храм был построен в 1679—1682 гг. Трапезная с приделами и колокольней пристроены в 1694 году. Колокольня храма ныне является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы. В 1849 году храм был освящен после разорения 1812 года. В советское время храм не закрывался, с 1915 года до 1960 года в нём служил известный протоиерей Павел Лепёхин. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом 108 пудов, снятый в 1930-е.
11. Величественная "сталинка" на заднем плане построена в 1951–1952 гг. по проекту архитектора Г. К. Яковлева (мастерской № 2 института «Моспроект») одновременно с домом по Фрунзенской набережной, 12. С 18 апреля 2019 г. — объект культурного наследия регионального значения.
11. Величественная "сталинка" на заднем плане построена в 1951–1952 гг. по проекту архитектора Г. К. Яковлева (мастерской № 2 института «Моспроект») одновременно с домом по Фрунзенской набережной, 12. С 18 апреля 2019 г. — объект культурного наследия регионального значения.
12. На фоне застройки 60-х годов. Раньше тут был отличный винный магазин "Массандра". Теперь магазин уже где-то год как закрыт. Жаль его, такого шикарного выбора крымских вин в одном месте я в Москве больше не припомню.
12. На фоне застройки 60-х годов. Раньше тут был отличный винный магазин "Массандра". Теперь магазин уже где-то год как закрыт. Жаль его, такого шикарного выбора крымских вин в одном месте я в Москве больше не припомню.
13.
13.
14. Остановка 1-я Фрунзенская улица.
14. Остановка 1-я Фрунзенская улица.
15. На фоне детской поликлиники Лечебно-диагностического центра № 9 Министерства обороны РФ, что находится в историческом здании ансамбля Хамовнических казарм. Сам комплекс, строившийся в несколько этапов, занимал обширный участок по обеим сторонам нынешнего Комсомольского проспекта. 

В 1807–09-х гг. по проекту петербургского архитектора Л. И. Руска на территории Хамовнической полотняной мануфактуры И. П. (Джона) Тамеса были выстроены в стиле классицизма три протяжённых корпуса казарм с монументальными восьмиколонными портиками, два каре конюшен и служб и двухэтажное арестантское отделение. Напротив, через обширный плац, была поставлена Гауптвахта (Комсомольский проспект, 19, во дворе). Строительством руководили архитекторы М. М. Казаков и И. Т. Таманский. В комплекс вошёл и приобретённый под квартиры офицеров и шефа полка дом Тамеса, с этого времени получивший название Шефский дом (Комсомольский проспект, 13).

Летом 1812 года Хамовнические казармы стали сборным пунктом "Московской военной силы" - Ополчения. В 1830–40-х гг. казармы были надстроены и частично переделаны (во второй половине XIX в. дополнены домовыми церквами), а восточное каре конюшен и служб перестроено для Хамовнической полицейской части (Комсомольский проспект, 16). В 1876 рядом с Гауптвахтой были выстроены кавалерийская казарма, конюшни и манеж, впоследствии неоднократно перестраивавшийся (Комсомольский проспект, 17).

В XIX веке в Хамовнических казармах квартировал 1-й Сумской гусарский полк, с 1904 г. 3-й Перновский и 4-й Несвижский полки. В 1925 году Хамовнические казармы были переименованы во Фрунзенские. Эта же территория - квартал 462 района Хамовники. Комплекс Хамовнических казарм является объектом культурного наследия федерального значения.
15. На фоне детской поликлиники Лечебно-диагностического центра № 9 Министерства обороны РФ, что находится в историческом здании ансамбля Хамовнических казарм. Сам комплекс, строившийся в несколько этапов, занимал обширный участок по обеим сторонам нынешнего Комсомольского проспекта. В 1807–09-х гг. по проекту петербургского архитектора Л. И. Руска на территории Хамовнической полотняной мануфактуры И. П. (Джона) Тамеса были выстроены в стиле классицизма три протяжённых корпуса казарм с монументальными восьмиколонными портиками, два каре конюшен и служб и двухэтажное арестантское отделение. Напротив, через обширный плац, была поставлена Гауптвахта (Комсомольский проспект, 19, во дворе). Строительством руководили архитекторы М. М. Казаков и И. Т. Таманский. В комплекс вошёл и приобретённый под квартиры офицеров и шефа полка дом Тамеса, с этого времени получивший название Шефский дом (Комсомольский проспект, 13). Летом 1812 года Хамовнические казармы стали сборным пунктом "Московской военной силы" - Ополчения. В 1830–40-х гг. казармы были надстроены и частично переделаны (во второй половине XIX в. дополнены домовыми церквами), а восточное каре конюшен и служб перестроено для Хамовнической полицейской части (Комсомольский проспект, 16). В 1876 рядом с Гауптвахтой были выстроены кавалерийская казарма, конюшни и манеж, впоследствии неоднократно перестраивавшийся (Комсомольский проспект, 17). В XIX веке в Хамовнических казармах квартировал 1-й Сумской гусарский полк, с 1904 г. 3-й Перновский и 4-й Несвижский полки. В 1925 году Хамовнические казармы были переименованы во Фрунзенские. Эта же территория - квартал 462 района Хамовники. Комплекс Хамовнических казарм является объектом культурного наследия федерального значения.
16. У метро «Фрунзенская».
16. У метро «Фрунзенская».
17. На заднем плане Московский дворец молодёжи (1988 год).
17. На заднем плане Московский дворец молодёжи (1988 год).
18.
18.
19. Переместимся на другую сторону проспекта.
19. Переместимся на другую сторону проспекта.
20. 28-й был маршрутом, который ходил часто и, всегда имел хороший и стабильный пассажиропоток. А за счёт наличия выделенок практически на всём протяжении, он и в пробках почти не стоял.
20. 28-й был маршрутом, который ходил часто и, всегда имел хороший и стабильный пассажиропоток. А за счёт наличия выделенок практически на всём протяжении, он и в пробках почти не стоял.
21. Изящная старая консоль (или стрела) контактной сети. Таких в Москве оставалось всё меньше и меньше, теперь, вероятнее всего, выпилят вместе с КС.
21. Изящная старая консоль (или стрела) контактной сети. Таких в Москве оставалось всё меньше и меньше, теперь, вероятнее всего, выпилят вместе с КС.
22. Остановка 2-я Фрунзенская улица.
22. Остановка 2-я Фрунзенская улица.
23.
23.
24. Интересная "сталинка" слева. Точнее сказать это комплекс, образуемый тремя домами 1958-1959 гг. постройки. На дальнем доме установлена мемориальная доска народному артисту СССР Евгению Павловичу Леонову, который жил здесь с 1966 по 1994 годы.
24. Интересная "сталинка" слева. Точнее сказать это комплекс, образуемый тремя домами 1958-1959 гг. постройки. На дальнем доме установлена мемориальная доска народному артисту СССР Евгению Павловичу Леонову, который жил здесь с 1966 по 1994 годы.
25. У сквера на 2-й Фрунзенской. Пройдя по нему, можно выйти к Фрунзенской набережной.
25. У сквера на 2-й Фрунзенской. Пройдя по нему, можно выйти к Фрунзенской набережной.
26.
26.
27. На фоне упомянутых "сталинок".
27. На фоне упомянутых "сталинок".
28.
28.
29. Ещё один интересный дом. Построен в 1955 году. Пишут, что в нём жил Мавроди.
29. Ещё один интересный дом. Построен в 1955 году. Пишут, что в нём жил Мавроди.
30.
30.
31. Комсомольский - улица, спроектированная для людей в отличие от современных хорд. Много зелени, тротуары отделены от дороги, пешеходные переходы почти все наземные. Приятно гулять!
31. Комсомольский - улица, спроектированная для людей в отличие от современных хорд. Много зелени, тротуары отделены от дороги, пешеходные переходы почти все наземные. Приятно гулять!
32. Подходим к МОЖД (МЦК) и Лужнецкому метромосту.
32. Подходим к МОЖД (МЦК) и Лужнецкому метромосту.
33. Взгляд назад.
33. Взгляд назад.
34. Остановка Хамовнический вал.
34. Остановка Хамовнический вал.
35.
35.
36.
36.
37. Стрелка со служебной линей по Хамовническому валу.
37. Стрелка со служебной линей по Хамовническому валу.
38.
38.
39. Служебная линия на набережную.
39. Служебная линия на набережную.
40. Под путепроводами МЦК и ТТК.
40. Под путепроводами МЦК и ТТК.
 41. Линия вправо ведёт конечную станцию «Лужники (южная)», левая - дальше на проспект Вернадского по Лужнецкому метромосту.
41. Линия вправо ведёт конечную станцию «Лужники (южная)», левая - дальше на проспект Вернадского по Лужнецкому метромосту.
42. 28-й на фоне "мозгов" Академии наук.
42. 28-й на фоне "мозгов" Академии наук.
43. Конечная троллейбусная станция «Лужники (южная)» (в 1956-1992 гг. — «Стадион имени Ленина») и троллейбусная линия по улице Лужники, Новолужнецкому проезду, Лужнецкой, Фрунзенской набережной, Новокрымскому и Крымскому проездам были введены в эксплуатацию в 1956 году для подвоза посетителей открытого 31 июля 1956 года Центрального стадиона им. Ленина.

С 1956 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 17 — Стадион «Лужники» – Пушкинская площадь. В 1990 году маршрут был сокращён до Киевского вокзала, одновременно был введён укороченный троллейбусный маршрут № 79 — Стадион «Лужники» — Савёловский вокзал, который просуществовал до 7 июля 2016 года, когда был отменён в связи с закрытием троллейбусной линии по Садовому кольцу и переведён на обслуживание автобусами под № Т79. С 18 мая 2007 года по 5 декабря 2015 г. станция обслуживала укороченные рейсы 79-го маршрута под № 79к — Стадион «Лужники» — Улица Новый Арбат. 5 декабря 2015 года данный маршрут вместе с маршрутом № 95 — Станция метро «Кранопресненская» — Савёловский вокзал был отменён с передачей подвижного состава на основной 79-й маршрут.
43. Конечная троллейбусная станция «Лужники (южная)» (в 1956-1992 гг. — «Стадион имени Ленина») и троллейбусная линия по улице Лужники, Новолужнецкому проезду, Лужнецкой, Фрунзенской набережной, Новокрымскому и Крымскому проездам были введены в эксплуатацию в 1956 году для подвоза посетителей открытого 31 июля 1956 года Центрального стадиона им. Ленина. С 1956 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 17 — Стадион «Лужники» – Пушкинская площадь. В 1990 году маршрут был сокращён до Киевского вокзала, одновременно был введён укороченный троллейбусный маршрут № 79 — Стадион «Лужники» — Савёловский вокзал, который просуществовал до 7 июля 2016 года, когда был отменён в связи с закрытием троллейбусной линии по Садовому кольцу и переведён на обслуживание автобусами под № Т79. С 18 мая 2007 года по 5 декабря 2015 г. станция обслуживала укороченные рейсы 79-го маршрута под № 79к — Стадион «Лужники» — Улица Новый Арбат. 5 декабря 2015 года данный маршрут вместе с маршрутом № 95 — Станция метро «Кранопресненская» — Савёловский вокзал был отменён с передачей подвижного состава на основной 79-й маршрут.
44. С 1959 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 31 — Стадион «Лужники» – Рахмановский переулок, сокращённый позднее до Трубной площади. 2 мая 2016 г. в связи с закрытием троллейбусных линий на Бульварном кольце маршрут был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т31, а 8 октября 2016 года в рамках реализации новой маршрутной сети «Магистраль» получил новый номер «А» (в честь ходившего по Бульварному кольцу трамвайного маршрута А). С 8 сентября 2007 года по 3 ноября 2011 года станция обслуживала укороченные рейсы 31-го маршрута под № 31к — Стадион «Лужники» — Трубная площадь (на этот период основной маршрут № 31 продлевался до Суворовской площади). 

С 1963 года станция «Лужники» начала обслуживание обеденных рейсов троллейбусного маршрута Б, который удалось закольцевать лишь спустя 27 лет после своего создания (из-за слишком крутого подъёма на Земляном Валу). При этом ещё со времён создания данного маршрута официальной конечной станцией и пунктом межрейсового отстоя значилась остановка у Курского вокзала. В первые годы своего существования маршрут Б был единым и курсировал как по внутренней, так и по внешней стороне Садового кольца, разделение маршрута на Бк и Бч было организовано в 1982 году, официальным конечным пунктом нового маршрута Бк, следовавшего только по внутренней стороне Садового кольца, стала остановка на Смоленской площади. 7 июля 2016 года троллейбусные маршруты № Бч и Бк также были отменены и переведены на обслуживание автобусами в связи с закрытием линии по Садовому кольцу.

В 1999-2000 гг., на время перестройки автомобильной части Лужнецкого метромоста, станция обслуживала укороченную версию троллейбусного маршрута № 28 (в то время как в южной части трассы работали троллейбусы по временному маршруту № 87 — улица Лебедева – Ленинский проспект). После завершения всех строительных работ маршрут № 28 был восстановлен по прежней трассе, однако обеденные рейсы были окончательно перенесены с к/ст «Крымская» в Лужники. После отмены в 2016 году троллейбусных маршрутов № Б, Бк, 31 и 79 данный маршрут стал единственным заходящим на конечную станцию «Лужники».
44. С 1959 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 31 — Стадион «Лужники» – Рахмановский переулок, сокращённый позднее до Трубной площади. 2 мая 2016 г. в связи с закрытием троллейбусных линий на Бульварном кольце маршрут был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т31, а 8 октября 2016 года в рамках реализации новой маршрутной сети «Магистраль» получил новый номер «А» (в честь ходившего по Бульварному кольцу трамвайного маршрута А). С 8 сентября 2007 года по 3 ноября 2011 года станция обслуживала укороченные рейсы 31-го маршрута под № 31к — Стадион «Лужники» — Трубная площадь (на этот период основной маршрут № 31 продлевался до Суворовской площади). С 1963 года станция «Лужники» начала обслуживание обеденных рейсов троллейбусного маршрута Б, который удалось закольцевать лишь спустя 27 лет после своего создания (из-за слишком крутого подъёма на Земляном Валу). При этом ещё со времён создания данного маршрута официальной конечной станцией и пунктом межрейсового отстоя значилась остановка у Курского вокзала. В первые годы своего существования маршрут Б был единым и курсировал как по внутренней, так и по внешней стороне Садового кольца, разделение маршрута на Бк и Бч было организовано в 1982 году, официальным конечным пунктом нового маршрута Бк, следовавшего только по внутренней стороне Садового кольца, стала остановка на Смоленской площади. 7 июля 2016 года троллейбусные маршруты № Бч и Бк также были отменены и переведены на обслуживание автобусами в связи с закрытием линии по Садовому кольцу. В 1999-2000 гг., на время перестройки автомобильной части Лужнецкого метромоста, станция обслуживала укороченную версию троллейбусного маршрута № 28 (в то время как в южной части трассы работали троллейбусы по временному маршруту № 87 — улица Лебедева – Ленинский проспект). После завершения всех строительных работ маршрут № 28 был восстановлен по прежней трассе, однако обеденные рейсы были окончательно перенесены с к/ст «Крымская» в Лужники. После отмены в 2016 году троллейбусных маршрутов № Б, Бк, 31 и 79 данный маршрут стал единственным заходящим на конечную станцию «Лужники».


45. С 7 сентября 2007 года, когда была закрыта соседняя конечная троллейбусная станция «Лужники (северная)», до 18 июля 2009 года на станции осуществлялся ночной отстой троллейбусов бывшего 5-го троллейбусного парка, корпуса которого располагались на Малой Пироговской улице. 7 ноября 2003 года парк был закрыт, новой территории предприятию на тот момент не выделили, при этом часть троллейбусов и маршрутов не удалось «пристроить» в другие парки, в связи с чем троллейбусы на протяжении следующих 4 лет отстаивались прямо на территории конечной станции бывшего парка. Для проведения технического осмотра троллейбусы следовали в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП) и в 7-й троллейбусный парк. Станция «Лужники (северная)» также была закрыта в связи с предполагавшейся застройкой её территории (которая по факту началась лишь в 2019 году), поэтому маршруты № 5 и 15к были окончательно отменены, маршрут № 15 сокращён до площади 10-летия Октября, а отстой троллейбусов был переведён на другую конечную станцию, где осуществлялся вплоть до окончательного переезда 5-го троллейбусного парка на Ходынку. 

В сентябре-декабре 2015 года была построена новая троллейбусная линия по улице Хамовнический Вал (до этого там существовала лишь заброшенная однопутная служебная линия по направлению от Лужнецкого проезда до Комсомольского проспекта). По этой трассе к к/ст «Лужники (южная)» от пл. 10-летия Октября планировали продлить маршрут № 15, однако на тот момент эти планы так и не были реализованы из-за начавшейся капитальной реконструкции станции, став полностью неактуальными в мае 2016 года в связи с отменой 15-го маршрута. Однако на короткий период времени всё же удалось ввести новую линию в эксплуатацию: с 16 января по 7 июля 2016 года новая линия использовалась в качестве служебной рейсами маршрута Бч, следовавшими с обеда в Лужниках на маршрут по Хамовническому Валу и Большой Пироговской улице (столовая и диспетчерская маршрута Бч на Курском вокзале были уже к этому моменту снесены).

Конечная троллейбусная станция «Лужники (южная)» была выведена из эксплуатации 25 августа 2020 года в связи с закрытием троллейбусного маршрута № 28. Одновременно были закрыты троллейбусные линии по Комсомольскому проспекту, Лужнецкому мосту, проспекту Вернадского и улице Марии Ульяновой. Маршрут № 28 стал одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72). Сейчас конечная обслуживает автобусы: № А — Стадион «Лужники» – станция метро «Комсомольская»; № Б — Стадион «Лужники» — Пречистенка (обеденные рейсы с маршрутов Бч и Бк); № м3 — Стадион «Лужники» – станция метро «Семёновская»; № С12 — Стадион «Лужники» – Ул. Новый Арбат; № Т28 — Станция метро «Парк Культуры» – Ленинский просп. (обеденные рейсы); № Т79 — Стадион «Лужники» — Савёловский вокзал; № 64 — Стадион «Лужники» – Песчаная площадь; № 216 — Стадион «Лужники» – станция метро «Краснопресненская»; № 255 — Стадион «Лужники» – станция метро «Таганская»; № 806 — Стадион «Лужники» – станция метро «Раменки»; № 809 — Стадион «Лужники» – 4-й Сетуньский пр.
45. С 7 сентября 2007 года, когда была закрыта соседняя конечная троллейбусная станция «Лужники (северная)», до 18 июля 2009 года на станции осуществлялся ночной отстой троллейбусов бывшего 5-го троллейбусного парка, корпуса которого располагались на Малой Пироговской улице. 7 ноября 2003 года парк был закрыт, новой территории предприятию на тот момент не выделили, при этом часть троллейбусов и маршрутов не удалось «пристроить» в другие парки, в связи с чем троллейбусы на протяжении следующих 4 лет отстаивались прямо на территории конечной станции бывшего парка. Для проведения технического осмотра троллейбусы следовали в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП) и в 7-й троллейбусный парк. Станция «Лужники (северная)» также была закрыта в связи с предполагавшейся застройкой её территории (которая по факту началась лишь в 2019 году), поэтому маршруты № 5 и 15к были окончательно отменены, маршрут № 15 сокращён до площади 10-летия Октября, а отстой троллейбусов был переведён на другую конечную станцию, где осуществлялся вплоть до окончательного переезда 5-го троллейбусного парка на Ходынку. В сентябре-декабре 2015 года была построена новая троллейбусная линия по улице Хамовнический Вал (до этого там существовала лишь заброшенная однопутная служебная линия по направлению от Лужнецкого проезда до Комсомольского проспекта). По этой трассе к к/ст «Лужники (южная)» от пл. 10-летия Октября планировали продлить маршрут № 15, однако на тот момент эти планы так и не были реализованы из-за начавшейся капитальной реконструкции станции, став полностью неактуальными в мае 2016 года в связи с отменой 15-го маршрута. Однако на короткий период времени всё же удалось ввести новую линию в эксплуатацию: с 16 января по 7 июля 2016 года новая линия использовалась в качестве служебной рейсами маршрута Бч, следовавшими с обеда в Лужниках на маршрут по Хамовническому Валу и Большой Пироговской улице (столовая и диспетчерская маршрута Бч на Курском вокзале были уже к этому моменту снесены). Конечная троллейбусная станция «Лужники (южная)» была выведена из эксплуатации 25 августа 2020 года в связи с закрытием троллейбусного маршрута № 28. Одновременно были закрыты троллейбусные линии по Комсомольскому проспекту, Лужнецкому мосту, проспекту Вернадского и улице Марии Ульяновой. Маршрут № 28 стал одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72). Сейчас конечная обслуживает автобусы: № А — Стадион «Лужники» – станция метро «Комсомольская»; № Б — Стадион «Лужники» — Пречистенка (обеденные рейсы с маршрутов Бч и Бк); № м3 — Стадион «Лужники» – станция метро «Семёновская»; № С12 — Стадион «Лужники» – Ул. Новый Арбат; № Т28 — Станция метро «Парк Культуры» – Ленинский просп. (обеденные рейсы); № Т79 — Стадион «Лужники» — Савёловский вокзал; № 64 — Стадион «Лужники» – Песчаная площадь; № 216 — Стадион «Лужники» – станция метро «Краснопресненская»; № 255 — Стадион «Лужники» – станция метро «Таганская»; № 806 — Стадион «Лужники» – станция метро «Раменки»; № 809 — Стадион «Лужники» – 4-й Сетуньский пр.
46. Служебные линии.
46. Служебные линии.
47. Обеденный рейс 28-го.
47. Обеденный рейс 28-го.
48. Выезжает на маршрут на фоне необычного здания центра художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой.
48. Выезжает на маршрут на фоне необычного здания центра художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой.
49.
49.
50. Отражение уходящей эпохи...
50. Отражение уходящей эпохи...
51. Бывший троллейбус № 79, который ходил здесь. Теперь воняет выхлопными газами.
51. Бывший троллейбус № 79, который ходил здесь. Теперь воняет выхлопными газами.
52. Далее я прошёлся вдоль метромоста.
52. Далее я прошёлся вдоль метромоста.
53. И по самому мосту.
53. И по самому мосту.
54. Затем я покорил Воробьёвы горы через кусты и поднялся на улицу Косыгина. Отсюда открывается отличный вид на метромост. 28-й на фоне центра.
54. Затем я покорил Воробьёвы горы через кусты и поднялся на улицу Косыгина. Отсюда открывается отличный вид на метромост. 28-й на фоне центра.
55. Что-то дымится на Косыгина.
55. Что-то дымится на Косыгина.
56. Бывшая линия 7-го маршрута (Станция метро «Парк Победы» – Кинотеатр «Ударник») по Косыгина с красивыми консолями КС.
56. Бывшая линия 7-го маршрута (Станция метро «Парк Победы» – Кинотеатр «Ударник») по Косыгина с красивыми консолями КС.
57. Это уже проспект Вернадского. Вид в сторону метро «Университет».
57. Это уже проспект Вернадского. Вид в сторону метро «Университет».
58.
58.
59. На перекрёстке с Университетским проспектом.
59. На перекрёстке с Университетским проспектом.
60. Симпатичная аллея вдоль Вернадки, относится к парку им. 40-летия ВЛКСМ.
60. Симпатичная аллея вдоль Вернадки, относится к парку им. 40-летия ВЛКСМ.
61.
61.
62.
62.
63. Больше троллейбусов на фоне МГУ не будет. И вообще не будет в Москве.
63. Больше троллейбусов на фоне МГУ не будет. И вообще не будет в Москве.
64.
64.
65. Остановка Цирк.
65. Остановка Цирк.
66. А вон и сам цирк. И кусочек трамвая рядом. Это уже у метро «Университет».
66. А вон и сам цирк. И кусочек трамвая рядом. Это уже у метро «Университет».
67. В сторону метро «Проспект Вернадского». Торчат знаменитые башни научно-исследовательской базы объединения «Наука».
67. В сторону метро «Проспект Вернадского». Торчат знаменитые башни научно-исследовательской базы объединения «Наука».
68. Стрелка на линию по Ломоносовскому, здесь ходил 34-й маршрут.
68. Стрелка на линию по Ломоносовскому, здесь ходил 34-й маршрут.
69.
69.
70. Улица Строителей.
70. Улица Строителей.
71.
71.
72.
72.
73. Приятный скверик у дома 13 по проспекту Вернадского.
73. Приятный скверик у дома 13 по проспекту Вернадского.
74.
74.
75. Очередной "виновник" прогулки.
75. Очередной "виновник" прогулки.
76. Здесь мы повернём на улицу Марии Ульяновой.
76. Здесь мы повернём на улицу Марии Ульяновой.
77. 28-й шёл по Вернадке до улицы Кравченко, там разворачивался, потом по улице Марии Ульяновой следовал до Ленинского и, развернувшись там, уже ехал обратно на проспект Вернадского.
77. 28-й шёл по Вернадке до улицы Кравченко, там разворачивался, потом по улице Марии Ульяновой следовал до Ленинского и, развернувшись там, уже ехал обратно на проспект Вернадского.
78. Водитель помахал так помахал!
78. Водитель помахал так помахал!
79. Вдали уже виднеется Ленинский.
79. Вдали уже виднеется Ленинский.
80.
80.
81. А вот и конечная остановка и троллейбусный разворотный круг «Ленинский проспект». Введён в эксплуатацию в 1961 году вместе с новой троллейбусной линией по ул. Марии Ульяновой и проспекту Вернадского от нынешней ул. Крупской. С момента постройки до самого закрытия обслуживал единственный троллейбусный маршрут № 28 — Станция метро «Парк культуры» — Ленинский проспект. 

В 1999-2000 гг. в связи с перестройкой автомобильной части Лужнецкого метромоста маршрут № 28 был сокращён до Лужников, на данном кольце в этот период оборачивался временный компенсационный маршрут № 87 — Ленинский проспект – ул. Лебедева.

Троллейбусный маршрут № 28 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами 25 августа 2020 г., став одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72). Одновременно были закрыты троллейбусные линии по улице Марии Ульяновой, по оставшейся части проспекта Вернадского, по Лужнецкому мосту и Комсомольскому проспекту. Также была закрыта конечная троллейбусная станция «Лужники».На кольце начиналась служебная троллейбусная линия-съезд на дублёр Ленинского проспекта, которая шла до перекрёстка с ул. Кравченко, где имелись съезды на основную линию и разворот в обратном направлении.
81. А вот и конечная остановка и троллейбусный разворотный круг «Ленинский проспект». Введён в эксплуатацию в 1961 году вместе с новой троллейбусной линией по ул. Марии Ульяновой и проспекту Вернадского от нынешней ул. Крупской. С момента постройки до самого закрытия обслуживал единственный троллейбусный маршрут № 28 — Станция метро «Парк культуры» — Ленинский проспект. В 1999-2000 гг. в связи с перестройкой автомобильной части Лужнецкого метромоста маршрут № 28 был сокращён до Лужников, на данном кольце в этот период оборачивался временный компенсационный маршрут № 87 — Ленинский проспект – ул. Лебедева. Троллейбусный маршрут № 28 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами 25 августа 2020 г., став одним из шести последних маршрутов в системе Московского троллейбуса (вместе с маршрутами № 59, 60, 64, м4 и 72). Одновременно были закрыты троллейбусные линии по улице Марии Ульяновой, по оставшейся части проспекта Вернадского, по Лужнецкому мосту и Комсомольскому проспекту. Также была закрыта конечная троллейбусная станция «Лужники».На кольце начиналась служебная троллейбусная линия-съезд на дублёр Ленинского проспекта, которая шла до перекрёстка с ул. Кравченко, где имелись съезды на основную линию и разворот в обратном направлении.
82. Существовала техническая связка с линией по Ленинскому. На заднем плане также уничтоженный сегодня троллейбус М4.
82. Существовала техническая связка с линией по Ленинскому. На заднем плане также уничтоженный сегодня троллейбус М4.
83. Связка.
83. Связка.
84.
84.
85. Парковый рейс.
85. Парковый рейс.
86.
86.
87.
87.
88. Улица очень зелёная и уютная. Как ей к лицу были троллейбусы!
88. Улица очень зелёная и уютная. Как ей к лицу были троллейбусы!
89. Теперь это история.
89. Теперь это история.
90.
90.
91.
91.
92. Возвращаемся на проспект Вернадского.
92. Возвращаемся на проспект Вернадского.
93.
93.
94. 28-й был последним маршрутом, который здесь ходил.
94. 28-й был последним маршрутом, который здесь ходил.
95. Бывшая линия 34-го и разворотный круг 28-го. Угол улицы Кравченко. Вдали - станция метро «Проспект Вернадского».
95. Бывшая линия 34-го и разворотный круг 28-го. Угол улицы Кравченко. Вдали - станция метро «Проспект Вернадского».
96.
96.
97. Бывшая конечная троллейбусная станция «Кравченко» (северная). Была введена в эксплуатацию в 1961 году вместе с новой троллейбусной линией по просп. Вернадского от ул. Марии Ульяновой. Сюда был запущен новый троллейбусный маршрут № 37 — Станция метро «Университет» — Ул. Кравченко, однако уже в следующем 1962-м году этот маршрут был закрыт и позднее восстановлен по другой трассе. 

В 1962 году сюда был продлён маршрут № 34 — Киевский вокзал — Ул. Кравченко. В 1964 году маршрут был продлён далее по проспекту Вернадского к 34-35 кварталам Юго-Запада, а затем и станции метро «Юго-Западная», однако диспетчерский пункт остался на старом месте. По старой короткой трассе был запущен троллейбусный маршрут № 34к.

В первый раз маршрут № 34к был отменён в 1973 году, вместо него были организованы заезды маршрута № 28. На несколько месяцев в 2008 году маршрут 34к восстанавливался с отменой заезда 28-го маршрута. 3 февраля 2012 года маршрут 34к был восстановлен на постоянной основе.

Поскольку возможность прямого проезда по просп. Вернадского отсутствовала физически, троллейбусы маршрута № 34, следовавшие от станции метро «Юго-Западная», делали обязательный заезд на конечную станцию. В связи с этим приходилось выходить из только что пришедшего троллейбуса и пересаживаться в готовящийся к отправлению, что в итоге отнимало как минимум 7-10 минут.

18 мая 2019 года в связи с реконструкцией пл. Киевского вокзала троллейбусные маршруты № 34 и 34к были переведены на обслуживание автобусами. Линия до станции метро «Юго-Западная», а также линии от ул. Лебедева до Киевского вокзала были выведены из эксплуатации. Летом 2019 года станция была оборудована зарядными станциями для электробусов, что позволило 5 ноября того же года перевести на обслуживание ими маршрут № Т34к. 3 июня 2020 г. на обслуживание электробусами был переведён автобусный маршрут № Т34. Ныне обслуживает электробусы: № Т34 — Станция метро «Юго-Западная» — Киевский вокзал (транзит); № Т34к — Киевский вокзал – ул. Кравченко.
97. Бывшая конечная троллейбусная станция «Кравченко» (северная). Была введена в эксплуатацию в 1961 году вместе с новой троллейбусной линией по просп. Вернадского от ул. Марии Ульяновой. Сюда был запущен новый троллейбусный маршрут № 37 — Станция метро «Университет» — Ул. Кравченко, однако уже в следующем 1962-м году этот маршрут был закрыт и позднее восстановлен по другой трассе. В 1962 году сюда был продлён маршрут № 34 — Киевский вокзал — Ул. Кравченко. В 1964 году маршрут был продлён далее по проспекту Вернадского к 34-35 кварталам Юго-Запада, а затем и станции метро «Юго-Западная», однако диспетчерский пункт остался на старом месте. По старой короткой трассе был запущен троллейбусный маршрут № 34к. В первый раз маршрут № 34к был отменён в 1973 году, вместо него были организованы заезды маршрута № 28. На несколько месяцев в 2008 году маршрут 34к восстанавливался с отменой заезда 28-го маршрута. 3 февраля 2012 года маршрут 34к был восстановлен на постоянной основе. Поскольку возможность прямого проезда по просп. Вернадского отсутствовала физически, троллейбусы маршрута № 34, следовавшие от станции метро «Юго-Западная», делали обязательный заезд на конечную станцию. В связи с этим приходилось выходить из только что пришедшего троллейбуса и пересаживаться в готовящийся к отправлению, что в итоге отнимало как минимум 7-10 минут. 18 мая 2019 года в связи с реконструкцией пл. Киевского вокзала троллейбусные маршруты № 34 и 34к были переведены на обслуживание автобусами. Линия до станции метро «Юго-Западная», а также линии от ул. Лебедева до Киевского вокзала были выведены из эксплуатации. Летом 2019 года станция была оборудована зарядными станциями для электробусов, что позволило 5 ноября того же года перевести на обслуживание ими маршрут № Т34к. 3 июня 2020 г. на обслуживание электробусами был переведён автобусный маршрут № Т34. Ныне обслуживает электробусы: № Т34 — Станция метро «Юго-Западная» — Киевский вокзал (транзит); № Т34к — Киевский вокзал – ул. Кравченко.
 98. А затем я прокатился по всему маршруту 28-го и вышел уже вновь рядом с метро «Парк Культуры».
98. А затем я прокатился по всему маршруту 28-го и вышел уже вновь рядом с метро «Парк Культуры».
99. И сделал ещё чуть-чуть вечерних снимков.
99. И сделал ещё чуть-чуть вечерних снимков.
100.
100.
101.
101.

На этом всё. Прощай, Московский троллейбус, спасибо тебе за долгие годы службы и за нашу с тобой дружбу! А вам спасибо за внимание.
Будьте здоровы, живите богато! В следующий раз вернёмся к циклу прогулок в окрестностях Рогожской заставы и завершим его Рогожским посёлком.

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!