Это третья статья о полевых железных дорогах. Начало тут и тут
Мало кто знает, что знаменитая блокадная "Дорога жизни" в полном своем объеме состояла не только из автомобильного пути через Ладогу, но и из полевой узкоколейной железной дороги, наскоро проложенной в окрестностях города.
Если вкратце, то грузы в осажденный Ленинград направлялись следующим маршрутом. После прибытия по железной дороге на станцию Волхов вагоны шли на пристань в Гостинополье, где грузы перегружали на баржи. Речные буксиры доставляли баржи по Волхову до Новой Ладоги (30 км), а оттуда 14-18 часов озерными буксирами или кораблями военной флотилии их буксировали в Осиновец. На его причалах грузы перегружались на узкоколейку, перевозились несколько сот метров до Ирвиновской ветки Октябрьской железной дороги, откуда, после перегрузки, следовали непосредственно в Ленинград.
Я не ставлю здесь себе задачей рассказать о всей Дороге Жизни, об этом написано много серьезных исследований. Замечу только, что 21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, предусматривающее сооружение свайно-ледовой железной дороги нормальной и узкой колеи через Ладожское озеро. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Работы были свернуты только после освобожденному во время прорыва блокады коридору железной дороги, названой впоследствии Дорогой Победы, работы по строительству путей через Ладогу были свёрнуты.
Сейчас на Дороге Жизни установлен целый комплекс памятников: там и полноразмерный паровоз серии Э, и "Катюша", и, конечно же, легендарная "Полуторка" (ГАЗ АА). А вот об узкоколейке говорить не стали. Ну действительно, это же был лишь маленький кусок общей дороги.
Тем ценнее единственная уцелевшая ТА САМАЯ вагонетка, ходившая именно по Дороге Жизни (не копия, не серийная "сестра", а найденная именно там, на Ладоге). Сейчас она стоит в Переславском музее.
Предыдущие статьи по теме: "Несамоходный локомобиль", "Паровоз Павки Корчагина", "ГР - это Германия Репарации" ,"Паровоз - визитная карточка", "Наш паровоз идет в откос", "Легендарная "Кукушка", "Восстановлен из небытия", "Железнодорожный самокат", "Вот по дороге едет ЗиМ и им я буду задавим", "Музейный экспонат на боевом посту", "Мотовоз на космодроме", "Раскопки вагонов или история экспонатов", "Полевые железные дороги", "Карельский палисадник из Чухломы"
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима