Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Узкоколейная Дорога Жизни

Это третья статья о полевых железных дорогах. Начало тут и тут
Мало кто знает, что знаменитая блокадная "Дорога жизни" в полном своем объеме состояла не только из автомобильного пути через Ладогу, но и из полевой узкоколейной железной дороги, наскоро проложенной в окрестностях города.
Техника времен Второй Мировой войны возле Переславского музея, фото автора
Если вкратце, то грузы в осажденный

Это третья статья о полевых железных дорогах. Начало тут и тут

Мало кто знает, что знаменитая блокадная "Дорога жизни" в полном своем объеме состояла не только из автомобильного пути через Ладогу, но и из полевой узкоколейной железной дороги, наскоро проложенной в окрестностях города.

Техника времен Второй Мировой войны возле Переславского музея, фото автора
Техника времен Второй Мировой войны возле Переславского музея, фото автора

Если вкратце, то грузы в осажденный Ленинград направлялись следующим маршрутом. После прибытия по железной дороге на станцию Волхов вагоны шли на пристань в Гостинополье, где грузы перегружали на баржи. Речные буксиры доставляли баржи по Волхову до Новой Ладоги (30 км), а оттуда 14-18 часов озерными буксирами или кораблями военной флотилии их буксировали в Осиновец. На его причалах грузы перегружались на узкоколейку, перевозились несколько сот метров до Ирвиновской ветки Октябрьской железной дороги, откуда, после перегрузки, следовали непосредственно в Ленинград.

Техника времен Великой Отечественной войны возле Переславского музея, фото автора
Техника времен Великой Отечественной войны возле Переславского музея, фото автора

Я не ставлю здесь себе задачей рассказать о всей Дороге Жизни, об этом написано много серьезных исследований. Замечу только, что 21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, предусматривающее сооружение свайно-ледовой железной дороги нормальной и узкой колеи через Ладожское озеро. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Работы были свернуты только после освобожденному во время прорыва блокады коридору железной дороги, названой впоследствии Дорогой Победы, работы по строительству путей через Ладогу были свёрнуты.

Блокадный паровоз Эш-4375 "Комсомолец", поставленный в качестве памятника на станции Ладожское Озеро, фото из открытых источников
Блокадный паровоз Эш-4375 "Комсомолец", поставленный в качестве памятника на станции Ладожское Озеро, фото из открытых источников

Сейчас на Дороге Жизни установлен целый комплекс памятников: там и полноразмерный паровоз серии Э, и "Катюша", и, конечно же, легендарная "Полуторка" (ГАЗ АА). А вот об узкоколейке говорить не стали. Ну действительно, это же был лишь маленький кусок общей дороги.

Та самая вагонетка с узкоколейной части Дороги Жизни, фото автора, 2020
Та самая вагонетка с узкоколейной части Дороги Жизни, фото автора, 2020

Тем ценнее единственная уцелевшая ТА САМАЯ вагонетка, ходившая именно по Дороге Жизни (не копия, не серийная "сестра", а найденная именно там, на Ладоге). Сейчас она стоит в Переславском музее.

Предыдущие статьи по теме: "Несамоходный локомобиль", "Паровоз Павки Корчагина", "ГР - это Германия Репарации" ,"Паровоз - визитная карточка", "Наш паровоз идет в откос", "Легендарная "Кукушка", "Восстановлен из небытия", "Железнодорожный самокат", "Вот по дороге едет ЗиМ и им я буду задавим", "Музейный экспонат на боевом посту", "Мотовоз на космодроме", "Раскопки вагонов или история экспонатов", "Полевые железные дороги", "Карельский палисадник из Чухломы"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима