Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Карельский палисадник из Чухломы

Это продолжение захватывающей истории экспозиции полевых железных дорог, начало тут

В музее утверждают, что

сотрудникам все никак не удавалось приобрести в коллекцию предметы именно полевых дорог. Пока совершенно случайно летом 1994 г. Артур Берзин и Вадим Миронов, путешествуя по Тверской области, остановились на ночёвку на холме среди леса недалеко от деревни Ключи. Отправившись ранним утром поискать грибы, Вадим наткнулся в ельнике сначала на крохотные рельсы, а потом и на детали вагонеток. Как в странной механистической сказке, вместо грибов изо мха торчали элементы стрелок, колёсные пары, буксы и рамы.
Момент счастливой находки, фото с сайта музея
Момент счастливой находки, фото с сайта музея

Вторым счастливым эпизодом была информация о куче маленьких рельсов и колёс во дворе местного сборщика металлолома аж в Чухломе в 2011 году. Экспедиция была стремительной и очень успешной: две нетормозные рамы от конных сцепов треста «Лесосудмашстрой» 1939 г., несколько колёсных пар и комплектная крестовина стрелки конного пути.

Вот в таком виде музею чаще всего удается найти экспонаты. Фото с сайта музея
Вот в таком виде музею чаще всего удается найти экспонаты. Фото с сайта музея

Наконец в 2015 году после большой и сложноорганизованной зимней экспедиции в Карелию коллекция музея пополнилась полным комплектом для строительства конной лесовозной дороги, разве, что без лошадей.

В конце мая того же года в районе Медвежьих Озёр в Подмосковье обнаружен кузов опрокидной вагонетки ("койки") немецкого завода «Оренштайн и Коппель» (Orenstein & Koppel) конца 1920 – начала 1930-х гг. Предположительно, вагонетка осталась от времён строительства Чкаловского аэродрома. И вдруг - о чудо! - в декабре 2016 г. из-под Вязьмы были получены фрагменты рамы для такой же вагонетки! Раму, уже разрезанную на несколько частей, удалось буквально выхватить из металлолома. Теперь она уже «сварена обратно».

"Карельский палисандник" в музее: конный сцеп, найденный в 1994 году (его и не узнать когда он разделен по длине), с подходящим бревном, рама «Оренштайн и Коппель». Фото автора, 2020
"Карельский палисандник" в музее: конный сцеп, найденный в 1994 году (его и не узнать когда он разделен по длине), с подходящим бревном, рама «Оренштайн и Коппель». Фото автора, 2020

Предыдущие статьи по теме: "Несамоходный локомобиль", "Паровоз Павки Корчагина", "ГР - это Германия Репарации" ,"Паровоз - визитная карточка", "Наш паровоз идет в откос", "Легендарная "Кукушка", "Восстановлен из небытия", "Железнодорожный самокат", "Вот по дороге едет ЗиМ и им я буду задавим", "Музейный экспонат на боевом посту", "Мотовоз на космодроме", "Раскопки вагонов или история экспонатов", "Полевые железные дороги"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима