Найти тему

Как создавались мифы об оружии: сабля генерала Гейсмара

Генерал Ф. Гейсмар с подаренной ему саблей.
Генерал Ф. Гейсмар с подаренной ему саблей.

В 1828 году в благодарность за освобождение Валахии от турок в ходе Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов генерал Федор Клементьевич Гейсмар, урожденный австриец Фридрих Каспар фон Гейсмар, перешедший на русскую службу в 1805 году, получил от общества бояр Валахии саблю, украшенную алмазами, с надписью "Благодарные жители Валахии своему спасителю". Император Николай I разрешил генералу носить эту саблю.

Сабля была богато украшена: эфес и ножны были золотыми, при этом на эфесе с одной стороны был изображен герб Валахии - крест с короной, инкрустированный алмазами. Алмазами были инкрустированы и надписи на ножнах: с одной стороны "Фридрих барон Гейсмар", с другой - символ бесконечности: змея, кусающая себя за хвост. Стоимость оправы составляла несколько тысяч рублей.

Однако особый интерес представлял клинок сабли. По виду он был обычным клинком восточного типа, однако легенда гласила, что он был изготовлен во времена императора восточно-римской империи Константина Великого (272 - 337), которому его вручил лично константинопольский патриарх при крещении.

Доказательством этого должна была служить надпись на клинке на древнегреческом языке, выполненная таушировкой (всечкой) золотой проволокой. Надпись гласила: "сим победишь". По легенде, именно эту надпись увидел император Константин в небе при крещении. Над надписью в той же технике был изображен крест.

Сабля была уложена в футляр красного бархата и снабжена грамотами и записями, подтверждающими ее подлинность. Император Николай I, высоко оценивший заслуги генерала в этой войне, разрешил Гейсмару носить эту саблю. И он ее явно ценил: во всяком случае именно с ней генерал и изображен на портрете, помещенном в журнале"Русская старина" (см рисунок в начале статьи).

Варианты сабель с надписями христианской тематики на клинках.
Варианты сабель с надписями христианской тематики на клинках.

Впрочем, древность этой сабли была явно сильно преувеличена. Как представляется, клинок ее принадлежал к довольно большой и в целом хорошо ныне известной группе сабель, описанных, к примеру, у Э. Аствацатурян в книге "Турецкое оружие": на клинках типично османских киличей мастера делали надписи на греческом, латинском и славянском языках. Как правило, это были цитаты из Библии или Псалмов. Надписям всегда предшествовало изображение креста. Современные специалисты предполагают, что сабли эти действительно делались в Константинополе, только не во времена Константина, а гораздо позже - в конце XVII - XVIII веках.

О Щербеце, реликвии Польши, можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост! Спасибо!