Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Уважаемые читатели, прежде чем приступить к прочтению статьи, убедительно прошу подписаться на мой канал в телеграме "Лестница Роста"
Независимо от того, какой статус у индивида в обществе, какому обществу он принадлежит ему свойственно доверяться другому человеку, чему-нибудь, в том числе информационному полю, которое постоянно питает людей новыми потоками сообщений. А как поступать в тех или иных случаях молодому человеку, если он со всех сторон «окружен» мыслями, что успешный человек тот, кто много зарабатывает и поэтому имеет больше авторитета среди остальных? Находясь в таком многофункциональном поле, личность выбирает себе те приоритеты, которые диктует общество. Мне кажется, что здесь уже вытекает проблема доверия человека к таким благам.
Многие ученые феномен доверия рассматривают с точки зрения социально-психологического аспекта развития личности. К сожалению, в педагогической науке не проводились достаточно серьезные исследования по выявлению данного феномена. Поэтому мы попытаемся сделать первые шаги в понимании этого педагогического явления, которое практически ежедневно присутствует в учебно-воспитательном процессе современной школы.
В обществе, где особенно популярно стало для средств массовой информации подавать в своих новостях в первую очередь негативную информацию все сложнее и сложнее становится учителю, педагогу, воспитателю вернуть ученика к вере в светлое будущее. Подтверждением является наше исследование, которое состояло и из таких вопросов, как: «Вы верите в светлое будущее?», «Вам бы хотелось откровенничать со своими учителями? Если «да», то на какие темы?». В анкетировании участвовали 173 ученика 8-11 классов одной из школ города Алматы. Среди них оказались учащиеся (18,9%) имеющие пессимистические настроения по первому вопросу. Свои мнения они оперировали следующими высказываниями: «не знаю, если учиться упорно и серьезно, то можно верить в светлое будущее; смутно; скоро нефть закончится и начнется кризис». Категорически отрицательно отнеслись ко второму вопросу около 70% школьников, аргументируя свое мнение тем, что учителя заняты только своими уроками и им не до нас. 15,3% хотели бы откровенничать и поговорить с учителями насчет своих родственников и про домашнюю обстановку. Остальные воздержались от ответов. Были и другие аргументы: «потому что они нас не понимают», «потому что они отстаивают только свою точку зрения», «нет, я закрытый человек».
Большинство современных учащихся рефлексивно доверяют полученной информации, и порою все старания педагога вывести их на нравственное начало заканчиваются пустой тратой времени. Надо отметить еще тот факт, что часто ученик стоит перед выбором, кому больше доверять? Какой информации верить? Кому открыться? Возможно, сегодняшнему учителю не хватает знаний в области педагогической коммуникации, ибо в педагогических вузах Казахстана такой компонент практически отсутствует, или представлен фрагментарно. А стоило бы обратить внимание на такие умения: как сформулировать и ставить вопросы, вести различные формы общения (беседу, диалог, круглый стол, деловое совещание и др.), обосновывать, аргументировать, убеждать, критиковать, достигать компромисса, давать оценки и предложения с помощью слова при необходимости осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптироваться к соответствующим условиям, при необходимости скорректировать свое поведение. Нравственное воспитание – непрерывный и длительный процесс. Оно направлено на личность, которая нуждается в помощи и поддержке в своем воспитании. Поэтому любая школа, любой учитель должны нести в себе и нравственную составляющую. И когда сам учитель несет в себе нравственное начало, то и обучающийся начинает больше ему доверять.
На наш взгляд, принципы, на которых основываются доверительные отношения между участниками образовательного процесса, должны обеспечивать формирование нравственной личности. По нашему мнению, этими принципами могут быть:
- принцип равноправия;
- принцип чувства меры ответственности;
- принцип свободы;
- принцип сотворчества;
- принцип надежности информации;
- принцип открытости;
- принцип готовности к сотрудничеству.
Принцип равноправия предполагает гуманистическую направленность отношений в педагогическом процессе, когда учитель на равных строит свои отношения с учащимся, дает им возможность открыто и без страха отстаивать свою позицию, уверенно чувствовать себя в учебно-воспитательном процессе.
Принцип чувства меры ответственности направлен на те процессы коммуникативного взаимодействия, где каждый должен нести персональную ответственность за речевое или невербальное межличностное отношение, которое в итоге даст возможность сформировать у обучающихся позитивное отношение ко всем участникам педагогического процесса.
Принцип свободы. Данный принцип имеет существенное значение для равноправного отношения и обеспечения эффективного коммуникативного взаимодействия с учащимися. Свобода не должна превращаться в безапелляционное высказывание, наоборот она в конце концов должна обеспечивать реальное, плодотворное сотрудничество с обучающимися.
Принцип сотворчества. Реализация этого принципа в большей степени зависит от того, насколько сам педагог является творческой личностью. В этой связи отметим, что его коммуникативные возможности определяют условия создания благоприятной психологической атмосферы в классе, для обеспечения эффективного сотворчества с учащимися. Более того, в процессе выполнения этих условий, обучающиеся вполне могут выдвигать свои неординарные идеи, нестандартные решения учебно-воспитательных задач. Именно в сотворчестве реализуются практические этапы формирования творческой личности.
Принцип надежности информации. Информация, которую получает потребитель, в качестве субъекта педагогического процесса, должна быть надежная и не поддаваться сомнению, ибо сам коммуникатор, даже если не знает как ответить на поставленный вопрос школьника, то не должен его обманывать и сделает все возможное, чтобы найти правильный выход из сложившейся ситуации. Если учитель что-то обещает ученику, то он обязательно должен это выполнить. Из этого возникает доверие учащихся к педагогу, его информационному полю.
Принцип открытости. Быть открытым к диалогу, идти к сотрудничеству, а не закрываться от вербальной коммуникации - представляет основную идею принципа открытости. Часто в педагогической деятельности сталкиваемся с ситуациями, когда педагог, ссылаясь на свою занятость, отталкивает от себя ученика, т.е. он теряет доверие ученика.
Принцип готовности к сотрудничеству является доминирующим звеном всех представленных принципов. Сотрудничество предполагает оказание практической помощи ученику, выявление его скрытых возможностей, уверенности ученика в поддержке в трудных ситуациях, реализации его целевых установок. Известно, что доверие возникает при слиянии воедино ряда факторов: интересов человека, его установок, эмоциональных реакций или личного опыта. Любые позитивные результаты сотрудничества вызывают доверие к ним и при повторении закрепляют положительную реакцию доверия.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что, к сожалению, сегодняшняя школа потеряла доверие к себе, чтобы его восстановить необходимы, прежде всего, время, позитивное информационное поле, поддерживающее учебное заведение, а также нужны личности, бескорыстно служащие человеку, школьнику и обществу. На наш взгляд, все это заставило бы педагогов претворять в жизнь идеи принципа доверительного отношения к обучающимся для формирования нравственной личности. С другой стороны, без государственной поддержки образования, доверительного отношения общества к системе образования, систематического участия родителей в общественной жизни школы сложно говорить о доверительном отношении.