24 августа вступила в силу очередная реформа ОСАГО. Она расширила базовый тарифный коридор и ввела индивидуализацию тарифов (то есть позволила устанавливать стоимость полиса с учетом назначения автомобиля и поведения водителя на дороге). Однако на практике новые правила пока не работают. Это связано с тем, что готова не вся нормативная база.
Несмотря на вступление нового закона в силу, поправки, позволяющие ГИБДД передавать данные о нарушениях ПДД и административных делах в Российский союз автостраховщиков (РСА), не были внесены в постановление правительства от 2005 года «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО». Напомним, в настоящее время Госавтоинспекция может отправлять в РСА информацию исключительно об автомобилях, водительских удостоверениях и авариях, но не о нарушениях ПДД.
Как пишет газета «Известия», указание Банка России о расширении тарифного коридора ОСАГО все еще находится на регистрации в Минюсте. Ожидается, что подзаконный акт будет зарегистрирован на этой неделе. Указание Банка России вступит в силу через десять дней после официального опубликования. То есть можно предположить, что страховщики начнут назначать индивидуальные тарифы не ранее чем через пару недель.
Еще один фактор, влияющий на сроки внедрения поправок, — готовность системы АИС ОСАГО. Недавно запущенная версия АИС 2.0 гораздо производительнее и отказоустойчивее старой. Однако после запуска потребовалась донастройка — возникли проблемы с оформлением полисов.
Что касается роста средней стоимости полисов, то ни в Центробанке, ни в РСА не увидели причин для этого. В то же время президент РСА Игорь Юргенс обратил внимание на рост стоимости запчастей, что оказывает давление на тариф.
После того как указание Банка России вступит в силу, изменится и территориальный тариф — примерно для двух третей населенных пунктов страны. Как отметили в РСА, он снизится более чем в 180 регионах. Больше всего — на 5,2% — в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99). На 5%, с 2 до 1,9, территориальный коэффициент станет меньше в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени. Еще как минимум в 25 городах территориальный коэффициент снизится более чем на 4%.
Напомним, закон об индивидуализации ОСАГО позволит страховщикам самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Центробанком. Они смогут делать это с учетом личностных характеристик автомобилиста и лиц, допущенных им к управлению машиной. При этом ограничение на максимальный размер стоимости полиса ОСАГО сохраняется.
Лихачи будут платить по повышенному тарифу. К грубым нарушениям относятся проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу или управление автомобилем в состоянии опьянения. Все эти факторы могут учитываться лишь в случае фиксации нарушения сотрудником ДПС. Соответственно, штрафы с камер не повлияют на стоимость страховки.
В дополнение к этому страховщики при установлении тарифа смогут учитывать иные обстоятельства. Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие факторы, влияющие на аварийность. Страховые компании будут опираться на накопленный ими опыт в сфере каско. Например, согласно статистике, женщины, имеющие детей, водят аккуратно. Список такого рода факторов должен быть опубликован на сайте страховой. Причем у каждой компании он будет свой.