Вы знаете, что Пушкин на полотне Ивана Айвазовского был написан Ильей Репиным? А мишки на картине Ивана Шишкина нарисованы вместе с Константином Савицким? Или что Василий Перов и Алексей Саврасов дописывали картины друг друга?
«Утро в сосновом бору»: Шишкин и Савицкий
Иван Шишкин был мастером лесных пейзажей — он буквально чувствовал деревья. Над «Утром в сосновом бору» живописец начал работать в конце 1880-х. Друг мастера, художник Константин Савицкий, предложил добавить в сюжет медведей. Мишки никак не задавались — Шишкин сделал несколько эскизов, но все тщетно.
Тогда Савицкий предложил нарисовать медведей сам, поставив рядом с шишкинской и свою подпись. Но ее затем вывели скипидаром — по указанию самого Павла Третьякова, приобретшего картину. Свое решение коллекционер объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
«Прощание Пушкина с морем»: Айвазовский и Репин
Айвазовский и Пушкин познакомились в 1836 году на выставке Академии художеств: этого было достаточно, чтобы маринист изобразил поэта по памяти на 20-ти своих полотнах. Но Александр Сергеевич всегда был нарисован в отдалении. Монументальное полотно «Прощание Пушкина с морем» стало исключением — предполагалось изображение поэта крупным планом.
Маринист решил обратиться за помощью к другу, Илье Репину:
«Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку». Критики восхищались репинским Пушкиным, называли его одним из самых достоверных изображений поэта. Интересно, что после этого у Репина не выходило нарисовать Александра Сергеевича на собственных полотнах: он делал сотни эскизов в течение 20 лет — и все напрасно.
«Охотники на привале»: Перов и Саврасов
Василий Перов, заядлый птицелов, легко работал над «Охотниками на привале»: ему без труда удалась и экипировка персонажей, и их добыча. Для образов главных героев живописцу позировали его друзья — художник Василий Бессонов, доктор Дмитрий Кувшинников и чиновник Николай Нагорнов. Но это был не единственный товарищеский вклад. Перов вспоминал, что закончить работу над полотном ему помогал Алексей Саврасов. Но насколько велик был вклад друга, до сих пор не выяснено.
«Волга в окрестностях Юрьевца»: Саврасов и Перов
Свою картину с бурлаками Алексей Саврасов завершил за два года до «Бурлаков на Волге» Ильи Репина. «Волга в окрестностях Юрьевца» была масштабной картиной — почти 2 метра в ширину. Речные виды Саврасов писал сам, а с фигурками бурлаков помог ему друг, художник Василий Перов.
«Портрет Крылова»: Брюллов и Горецкий
Карл Брюллов создал основную часть портрета Ивана Крылова за один сеанс. Но вырисовывание левой руки заняло у художника так много времени, что баснописец однажды заметил, что уже не увидит заказ при жизни. Эти слова стали пророческими: с руки умершего сняли гипсовый слепок, чтобы завершить картину. Однако портрет дописывал не сам Брюллов, а его ученик, Фаддей Горецкий. Критики говорили, что у начинающего мастера так и не вышло «оживить» руку — будто она выглядит мертвой, нелепой.
#художники #картины #русская живопись