Как реагируют люди на то, что их лишают самого ценного? Оправданы ли агрессия и месть, наше желание наказать врага и во что бы то ни стало восстановить справедливость? Это одни из важнейших вопросов, над которыми заставляет задуматься повесть "Шинель".
Сделав своим идеалом предмет материального мира, некогда ведший праведную жизнь Башмачкин переживает нравственное падение. По мысли Гоголя, бесконечную любовь Акакия Акакиевича к вещи порождает испытанная персонажем нужда, социальная несправедливость.
Когда герой становится счастливым обладателем новой шинели, его жизнь меняется. Если прежде он терпел насмешки чиновников, то теперь на краткое время становится центром внимания, его поздравляют.
Мысль о том, что приобретение новой вещи может настолько поменять отношение к тебе окружающих, неприятна. Вряд ли тебе захочется общаться с этими людьми. Простодушный Башмачкин не умеет анализировать происходящее, он просто стыдится и пытается отговариваться от приглашения одного из коллег на вечер. Чиновники отвечают ему, что это "неучтиво, что просто стыд и срам", так что персонажу приходится отказаться от своей привычки к замкнутому существованию и пойти в гости. Герой как по рельсам катится к роковым обстоятельствам и к своей главной беде: с таким трудом приобретенная шинель будет украдена ворами во время возвращения Акакия Акакиевича из гостей.
Меняются обычаи и привычки персонажа. Ещё только строя планы о пошиве шинели, он чуть было не ошибается во время переписывания. Живший очень скромно и никогда не предававшийся удовольствиям, герой воспринимает день с новым предметом как "самый большой торжественный праздник". Он любуется обновкой, смеется над своей старой шинелью-"капотом" (капот - женская домашняя одежда, похожая на халат). Если прежде Башмачкин и дома после обеда переписывал для своего удовольствия, то теперь он пребывает в праздности:
"Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так, немножко посибаритствовал на постеле..."
Сибаритствовать (от слова "сибарит") - вести праздный образ жизни, быть изнеженным роскошью. (Просто издевается Гоголь над нищим героем!) "Постеля" - так называли постель во времена Пушкина и Гоголя, отсюда устаревшая форма "в постеле".
Помните, как необычно начинает вести себя с появлением новой шинели прежде живший подобно отшельнику и не замечавший ничего, кроме букв и ровных строк, Акакий Акакиевич? Герой рассматривает красиво освещенный вечерний Петербург и пешеходов, фривольную картину в витрине магазина - на картине, к слову, изображена женщина, обнажившая "недурную" ногу. После созерцания картины в голову персонажа, возможно (автор говорит, что не уверен в этом), приходят обычные мыслишки: "Ну уж эти французы!..." Возвращаясь из гостей, Башмачкин даже "подбежал было вдруг" за какою-то дамой...
После того как воры крадут шинель героя на пустынной площади, он безуспешно пытается обратиться за помощью в полицию, а затем и к "значительному лицу" - генералу.
Образ генерала, изображенного в повести, заслуживает особого внимания. В общем-то, этот человек сам виноват в том, что призрак умершего Акакия Акакиевича напугал его чуть ли не до смерти и отобрал у него шинель. "Значительное лицо" стало значительным лишь недавно, генерал всячески старался усилить свою значительность. Сегодня мы сказали бы, что, выбравшись, как говорится, из грязи в князи, новоиспеченный высокопоставленный чиновник был весьма закомплексован. Он выработал целую систему обращения с подчиненными и просителями, основанием которой была строгость, на досуге старался избегать разговоров с теми, кто ниже его чином, отрывистым и твердым голосом репетировал перед зеркалом фразу "Что вам угодно?", которая должна была быть обращена к несчастному просителю. Разве мало таких начальников? Узнаваемый образ.
Проявив высокомерие и равнодушие, генерал начинает "распекать" (яростно ругать) Акакия Акакиевича за недоверие к секретарям и неуважение к порядку делопроизводства, называя Башмачкина, которому было уже за пятьдесят лет, молодым человеком. Распеченный "маленький человек" обмер, пошатнулся, а затем вышел на улицу и сильно простудился, добираясь домой.
Перед смертью, находясь в бреду, Акакий Акакиевич становится совершенно непохожим на себя. Он даже «сквернохульничает», «произнося самые страшные слова» в адрес высокопоставленного чиновника, который не только не помог ему, но ещё его и «распёк». Безусловно, так Гоголь образно показывает бунт «маленького человека» против всей социальной системы. Однако оспаривать свое униженное положение, протестовать против несправедливости Башмачкин способен лишь в бессознательном состоянии, в бреду. Данный эпизод повести может быть сопоставлен с «бунтом» погрузившегося в сумасшествие, грозящего медному Петру I Евгения – героя поэмы Пушкина «Медный всадник», также мелкого чиновника.
Повесть имеет неожиданную фантастическую развязку: Акакий Акакиевич превращается в привидение, «под видом стащенной шинели сдирающее со всех плеч, не разбирая чина и звания», шинели и шубы. Фантастический финал произведения – утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо строгого «значительного лица» – лицо смягченное, подобревшее:
Это происшествие сделало на него [генерала] сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?"; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело.
Установление справедливости возможно лишь при фантастическом повороте событий, что говорит о полной безысходности положения главного героя.
Сама мысль об осуществлении возмездия противоречит христианским взглядам Гоголя: нелепо и безрадостно звучит то, что даже бессмертная душа героя оказывается охваченной «идеей шинели», идеей мщения.
Необыкновенно передает мысль о том, что некогда беззащитный, "незлобивый" Башмачкин должен был бы отказаться от мести, автор мультфильма "Шинель" Юрий Норштейн:
Вообще это очень сложное состояние - стыда за что-то. Тебе, к примеру, может быть стыдно за то, что на твоих глазах взрослый человек ругает своего маленького ребенка, и ты понимаешь, что ребенок беззащитен и не может ответить тем же, поскольку еще маленький. И в нем копится оскорбление от взрослого человека, и в этот момент происходит что-то страшное, поскольку у ребенка нет возможности растворить непосильную тяжесть. Или изжить ее из себя, как это делает любой, с нашей точки зрения, слабый человек. Но в этот момент, как мне кажется, тот, кто чувствовал себя сильным, господином ситуации, на самом деле разрушает себя. И кроме того, он воспитывает в другом, зависимом от него человеке возмездие. И тот, другой, когда почувствует свою силу, он отдаст, возвратит ее кому-то еще, но уже в тройном, четверном размере. Так что унижающий растит будущую месть в униженном.
"Шинель" пронизана этим чувством, и в конце концов ведь повесть заканчивается тем, что Акакий Акакиевич - привидение мстит, и мстит не одному человеку, а всему миру. Он срывает шинели со всех, в том числе и с такого же, как он, маленького, не способного кому-то противостоять человека, "флейтиста, свиставшего когда-то в оркестре". Да, на самом деле, это страшная повесть. Я ее воспринимаю как часть какого-то библейского мотива, какой-то главы из Библии... ("Снег на траве")
Как мы видим, сложно утверждать, что победа осталась за призраком Акакия Акакиевича, добившимся своего - укравшим шинель генерала, ведь для того чтобы восстановить социальную справедливость, Башмачкин прошел путь падения. Значит, к сожалению, не "маленький человек", приобретший силу, изменил мир вокруг, а жестокий, равнодушный мир изменил его...
Но и это еще не всё. Обратимся к загадке финального эпизода. Помните? После исчезновения привидения Акакия Акакиевича появляется еще один призрак.
Внимательно читая повесть, можно заметить, что описание людей, укравших шинель Акакия Акакиевича на пустынной площади и появляющегося в финале второго «привидения» схожи: «преогромные усы», «кулак величиной с чиновничью голову» – эти характерные детали нельзя обойти вниманием. Второе «привидение» – не мертвец, а живой преступник-вор – не было поймано, так как его испугался и отпустил «по природе своей несколько бессильный» полицейский-будочник. Такую трактовку финального эпизода повести в свое время предложил В. В. Набоков. Автор "Шинели" ненавязчиво показывает нам, что настоящий преступник остается безнаказанным, что социальная справедливость не может быть достигнута.
Сделаем выводы.
Тематика повести "Шинель" включает тему «маленького человека» и тему чиновничества.
Проблематика произведения социальная и нравственная. Первая проблема, поднятая в повести, - это проблема социальной несправедливости – власти чина («у нас прежде всего нужно объявить чин»), бесправия, забитости, униженности «маленького человека» – бедного чиновника, проблема несправедливого общественного устройства.
Вторая проблема нравственная, христианская. Это проблема обезличенности, деградации главного героя, деформации его личности, проблема утраты человеческих качеств высшими чинами, равнодушия людей, отсутствия сострадания к «маленькому человеку».
Идеи произведения следующие. Во-первых, несправедливо устроенное общество должно измениться. Во-вторых, главный герой не должен быть настолько зависим от материальной стороны жизни; согласно христианской идее, что все люди – братья, высокопоставленному чиновнику нужно сменить свое равнодушие к «маленькому человеку» на сострадание.
Больше о повести "Шинель" читайте в статьях:
Повесть Гоголя "Шинель": история создания, жанр, сюжет. Зачем школьнику краткий пересказ?
Краткое содержание повести Гоголя "Шинель"
"Шинель" Гоголя: великое приближение к "маленькому человеку"
Художественные приемы в повести Гоголя "Шинель"
Какие задания ждут нас на ЕГЭ по литературе? Авторский тест по "Шинели" Гоголя
Сдам ЕГЭ по литературе: обзор произведений по теме "маленького человека" (для задания 6)
Сдам ЕГЭ по литературе: критерии оценивания заданий 5(10), 6(11), примеры сочинений по "Шинели" Гоголя
Сдам ЕГЭ по литературе: критерии оценивания задания 12, темы и пример сочинения по "Шинели" Гоголя
__________
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!