Найти тему
ПРОБЕЛ

Что изменилось в ЕГЭ по русскому языку?

Разбор демоверсии ЕГЭ 2021 от ФИПИ

В начале августа прошла пресс-конференция представителей Рособрнадзора и ФИПИ, посвященная подведению итогов основного этапа ЕГЭ-2020. На ней, в частности, было объявлено, что ЕГЭ по русскому языку планируют усложнить, так как выпускники показывают слишком высокие результаты. "Дальше только 100, видимо, уже в качестве средней единицы, что в принципе неправильно", - заявила руководитель ФИПИ Оксана Решетникова. И пообещала "немного его докрутить".

"Докрутили!"

Выдыхайте: формат экзамена не поменяли, как многие опасались, об этом и речи не было. Составители экзамена даже кое-где буквы за вас расставили. Итак:

  • Внесли изменения в задание 9: убрали пропуски на месте букв. На мой взгляд, устранили явную логическую ошибку: зачем расставлять буквы, если главное - определить, в каких словах корень - с чередующейся гласной, в каких - с проверяемой, а в каких - с непроверяемой. Зубрить словарные слова и запоминать, от чего зависит правописание гласной в корнях с чередованием, и раньше было не нужно. В общем, тут всё по-старому. Обращаем внимание на морфемный состав слова, подбираем проверочные, вспоминаем корни с чередованием. Правда, теперь непонятно: если одна гласная в корне - проверяемая, а вторая - нет, как быть в этом случае?

Пример задания из демоверсии ФИПИ

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Ответ: ___________________________.

  • Изменили критерии оценки сочинения (задание 27). Теперь за него можно получить не 24 первичных балла, а 25. Структура сочинения осталась прежней, изменились требования к комментарию. Нужно не только установить логическую связь между примерами, но и проанализировать её.

Что бы это значило?

Скажу, что у большинства учеников нет даже базового представления о смысловых связях в тексте. Очень многих выручала фраза: "Эти примеры дополняют друг друга...". Но не могут же все примеры друг друга дополнять, есть в тексте и другие смысловые отношения между частями!

А если вам попадётся внимательный и строгий эксперт, то он и вовсе справедливо укажет на то, что такого типа логической связи не существует.

Думаю, есть смысл разобрать с учениками тему "Виды смысловой связи предложений в тексте" и на примерах показать, как выглядят разные типы связи (их не много), а потом поучиться устанавливать эти связи в самом тексте сочинения, а не отделываться формальными отписками.

Первый год, когда мы работали по новым критериям, показал, что либо требование установить логическую связь надо убрать, либо уточнить. Собственно, это и произошло. Ученик получит за комментарий 6 баллов, если не только установит, но и верно проанализирует логическую связь между примерам. Ставки растут! Но не забывайте, что задание 27 - это задание повышенной сложности, пусть справятся сильнейшие!

Что в итоге

Всего заданий – 27;

из них заданий с кратким ответом – 26;

с развёрнутым ответом – 1 (это сочинение);

по уровню сложности: 24 задания базового уровня, 3 задания повышенной сложности (это задания 25, 26, 27).

Максимальный первичный балл за работу – 58.

Учите русский, тогда формат заданий перестанет вас волновать - как бы ни было сформулировано задание, вы найдете верный ответ!