Уважаемый Коллега,
Это вторая публикация их цикла Реализация стратегии. В ней пойдет разговор о модели процесса реализации стратегии, которая бы позволила визуализировать процесс.
Начну разговор с бытующих представлений: Для реализации стратегии требуется подготовить план реализации и «вперед с песней». Вы тоже так думаете? А зря.
Пропуская длительную эволюцию взглядов на моделирование процесса реализации стратегии остановлюсь на наиболее полной и полезной для практического использования модели. См. рисунок
Логика модели состоит в следующем: на входе организация имеет Разработанную стратегию (A), которая предопределяет необходимость новых инициатив. Собственно реализация включает Операционный процесс (Б). В рамках данного процесса осуществляется как планирование реализации стратегии, так и исполнение этих планов. В том числе это планирование и исполнение комплекса мероприятий, необходимых для реализации стратегии в части ресурсов, коммуникаций между участниками процесса, работы с человеческим капиталом и контроля за реализацией целей и планов. Конечным итогом этого процесса является запланированные и не запланированные результаты. На схеме так и указано — Результат (В).
Дополнительно следует отметить, что Операционный процесс (Б) осуществляется в рамках конкретной организации, которая характеризуется Внутренним контекстом (средой) (Г). Проблемы и несоответствия во внутренней среде влияют на процесс реализации и требуют решений и действий. Под внутренним контекстом понимается прежде всего структура организации и ее корпоративная культура, а также участие высшего руководства, лидерство.
Кроме того, влияние на процесс реализации стратегии оказывает и внешняя среда организации — Внешний контекст (Д). Внешняя среда не статична, причем во внешней среде в ряде случаев изменения происходят быстрее, чем организации могут реагировать на эти изменения. Благодаря своей подвижности внешняя среда продолжает ставить новые задачи перед организацией даже тогда, когда стратегия уже разработана. Изменения во внешней среде происходят независимо от стадии стратегического управления организации. Это вынуждает организацию внедрять новые инициативы не только на стадии разработки стратегии, но и на стадии ее реализации.
Предложенная модель отражает сложные рамки управления процессом реализации стратегии. По сути дела, это перечень барьеров, ограничивающих возможности успешной реализации стратегии. Далее мы будем рассматривать эти группы факторов как потенциальные барьеры реализации стратегии более подробно.
А сейчас констатация факта. Рассмотрение приведенной модели порождает мысль о том, что барьеры реализации стратегии находятся везде. Я встречал в одной из публикаций сравнение реализации стратегии с движением по минному полю. Использование этой метафоры подчеркивает важность и потенциальную опасность процесса внедрения стратегии для руководителей. Поскольку процесс внедрения является неотъемлемой частью успеха организаций, способность менеджера ориентироваться и управлять движением по «минному полю» имеет жизненно важное значение для предотвращения «смертельных случаев» для организации.
Знание опасностей (барьеров) реализации стратегии необходимо, но недостаточно. Остается вопрос, как это учитывать? Об этом в следующих публикациях.
Завершу данные предварительные замечания тем же, с чего и начал. Объем этого цикла публикации будет определяться Вашей поддержкой. Приглашаю высказать свое мнение о необходимости такого цикла. Пишите в комментариях свое мнение, задавайте вопросы. Независимо от характера вопроса, обязательно отвечу.
До встречи
С уважением
А.В.Мурзинов