Для начала, честно признаюсь, что я не силен в съёмке натюрмортов. Поэтому, если вам будет что добавить к статье - с радостью прочту ваш комментарий)
Если хотите, чтобы я разобрал ваше фото - оставьте его в комментариях)
Разбирать мы сегодня будем две фотографии. Ну, как две. По-сути, одну, но с разной обработкой. Фотографии предоставила Наталья *. Астериск - это часть ника)
Вот сами фотографии:
Начнем с ошибок
Темно. Очень темно. Не смотря на то, что фото делалось в формате RAW, тени вытянуть не удалось, поэтому появились темные участки на помидорах (первое фото).
Из-за того, что фото получилось очень темным, блики на томатах вышли слишком контрастными - они берут на себя слишком много внимания. Исправить это можно повышением общего освещения при съёмке. Блики никуда не денутся, но зато будут меньше выделяться на общем фоне.
Кстати, о бликах. Они вышли в холодных оттенках, что ещё сильнее усилило их контраст с тёплыми темными цветами помидоров.
В этом плане мне нравится второе фото. Да, там есть те же самые блики, но тут они менее яркие и подчёркивают глубину на фото. К тому же, не пытаются перетягивать внимание с главного объекта - помидора на переднем плане.
В плане композиции, я бы отодвинул помидоры немного правее, чтобы томат слева не упирался в край фото. Сейчас взгляд зрителя из-за этого "соскальзывает" с фото. А как вы помните, взгляд зрителя нужно удерживать на фотографии, а не выгонять с неё)
Ещё было бы лучше, если помидор на переднем плане был побольше. Мы как привыкли - объекты на переднем плане большие, а чем они дальше - тем мельче. Тут же томаты практически одинаковы по размеру. Из-за этого теряется часть глубины на фото (но размытие немного спасает) и помидор на переднем плане борется за внимание зрителя с помидорами на среднем плане.
Что тут можно исправить обработкой
Во втором фото я практически ничего не трогал. Оно мне кажется более удачным. Помидор на переднем плане хорошо притягивает к себе внимание, после чего зритель начинает всматриваться в детали на заднем плане. Эта темнота тут идёт на пользу фото. Удержание внимания сработало)
Я увел баланс белого в теплые оттенки (совсем немного) и сделал ещё больший акцент на переднем плане.
Над первым вариантом фото мне пришлось подумать) В итоге вышло вот так:
Фактически, я сделал то же самое, что и в предыдущий раз - усилил акцент на переднем плане, сделал фото теплее (еда в теплых оттенах выглядит аппетитнее), но тут ещё и кадрировал фотографию. На мой взгляд, тут зелёные листья с краю брали на себя слишком много внимания, поэтому я их подрезал и затемнил)
В Ч/б варианте можно увидеть, как светлые листья перетягивают на себя внимание с помидора (верхнее фото). И, затменив эти листья и сделав поярче помидор, я это исправил (нижнее фото).
Да, режим Ч/б в редакторе можно использовать и так) Он помогает увидеть контраст (или его отсутствие) между главным предметом и второстепенными
Советы на будущее
- Отсупайте от края фото) Старайтесь не размещать главные объекты слишком близко к краю кадра - это уводит взгляд зрителя с фотографии
- Старайтесь не снимать при слабом освещении. Затемнить фото в редакторе проще, чем вытягивать цвет из практически черных теней
- Но! Если снимаете пейзаж в RAW - вот тут лучше снять темный снимок (недоэкспонированный). Потому что если на небе будут засветы (белые участки без деталей), с ними вы уже ничего не сделаете. А вот темные (не чёрные!) участки на земле вы сможете осветлить до приемлемого уровня
- При съёмке натюрмортов можно сделать импровизированный отражатель - просто поставить/повесить лист бумаги с противоположной стороны от источника света. Это создаст небольшие рефлексы на объектах в натюрморте, что подчеркнёт их форму и объем
- Чем ближе объект к зрителю, тем он должен быть больше. Особенно, если объект на переднем плане - это композиционный центр (самый главный объект на фото, от которого строится композиция)
В общем, я нарисовал небольшой набросок для наглядности)
Рефлекс - отраженный свет от одного объекта на другой