Прототип советского факела для эстафеты олимпийского огня 1980 года продан на американском аукционе за $6,875.
Легендарные московские Летние Олимпийские игры состоялись ровно 40 лет назад. Сколько памятных раритетов с того самого мероприятия уже были проданы на аукционах, не счесть.
Такие вещи продолжают «всплывать» на торгах по сей день. Например, медали. И вот совсем недавно американский аукционный дом продал очередной памятник эпохи — советский прототип факела, который использовался в ходе эстафеты олимпийского огня.
За него заплатили $6,875 — 510 тысяч рублей.
Интересно, что на том же аукционе продали еще один факел с тех же Олимпийских игр. Это официальный экземпляр, разработанный Борисом Тучиным. Но стоил он в четыре раза дешевле.
В чем же дело? Разобраться в этом нам помогла статья Олега Воронцова, специалиста по истории Олимпийских игр и памятным коллекционным вещам.
За последние 85 лет в производстве факелов для традиционной летней церемонии поучаствовали 15 организаций. Одна из них — Министерство авиационной промышленности СССР. Как вы понимаете, произошло это в 1980 году.
Изначально производством факела должна была заниматься японская компания Mizuno, но руководство СССР решило самостоятельно заняться этим вопросом. Прототип создали менее чем за месяц.
Mizuno представилась возможность поучаствовать в Олимпиаде только через 4 года.
Под правительственным руководством всего в преддверии Олимпиады было произведено 6200 факелов. Многие из них запечатлены на фотографиях с церемоний в различных советских городах.
Изучая архивы, Олег Воронцов заметил, что некоторые факелы отличались от большинства экземпляров. Подтверждение своим догадкам он получил в книге Конрадо Дурантеса, создателя Центра олимпийских исследований.
На одной из первых страниц Олег увидел советского баскетболиста Сергея Белова, которому было доверено зажечь Олимпийский огонь. У него в руках был один из тех «необычных» факелов.
Тщательное изучение темы и материалы Дурантеса позволили Олегу отыскать фотографии других советских спортсменов с такими факелами. Он понял, что их использовали в «особых» случаях — при передаче в крупных советских городах под прицелом сотен фотокамер.
Разгадка оказалась простой и очевидной: оргкомитету было важно избежать любых неприятных инцидентов.
По воспоминаниям очевидцев, даже не в стратегически важных городах за участниками эстафеты двигалась машина с запасной лампой, чтобы в случае необходимости оперативно поджечь факел, если тот потухнет.
Выяснилось, что для самых важных церемоний существовало два прототипа факела: «обычный» газовый на смеси пропана и бутана и факел на твердом топливе. Сильный дождь или порывы ветра были не страшны огню второго.
Что бывает с обычными факелами наглядно демонстрирует случай на территории Кремля в 2014 году. Тогда огонь погас на несколько секунд, но его разожгли вновь.
Забавно, но сейчас нам придется перечить самим себе, ведь Mizuno все-таки удалось поучаствовать в Олимпиаде-80. Они поставляли твердое топливо для «особых» факелов.
Всего было изготовлено 20 прототипов на твердом топливе. Они использовались на церемониях в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве. Визуально от обычных факелов они отличались цветом корпуса и отсутствием алюминиевой сферы сверху. Это было необходимо, чтобы избежать ожогов на бегу.
В своей работе Олег Воронцов пишет, что за десять лет ему удалось отыскать семь из двадцати специальных факелов — в музеях и частных коллекциях. На момент написания статьи еще ни один экземпляр не появлялся на аукционах.
Что ж, вот вам и прецедент.
Такова история этого лота.
Напоследок порекомендуем вам еще одну олимпийскую статью нашего канала — о медали советского спортсмена, которая была продана за рубежом за 2 млн рублей
Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал