Немногие, прочитав (или не дочитав) в школе поэму «Мёртвые души», впоследствии возвращаются к ней во взрослой жизни. Не у всех, как говорится, «заходит», а потом уже не до этого.
Сейчас не будем обсуждать художественные достоинства книги, тему «ненадежного рассказчика», с какой стати то, что написано прозой, названо «поэма», и прочие несомненно интересные вещи. Зададим простой вопрос – так чем же все-таки занимался этот плутоватый товарищ, и какая выгода была ему ездить по городам и весям и скупать мёртвые души?
А выгода абсолютно очевидная и актуальная даже в наше время, а тогда и вовсе штука распространенная.
Итак, перед нами бывший чиновник, человек очень и очень небогатый. Родился в бедной семье, позже поднялся на откровенных махинациях в ходе службы на таможне, но потерял все и еле избежал уголовного преследования. В городе N Чичиков благодаря своему обаянию и умению втереться в доверие наводит справки о том, у кого сколько в собственности крепостных крестьян и какие беды-болезни-смерти имели место в округе в ближайшее время.
Наносит визиты таким помещикам и выкупает у них умерших крепостных. Но есть нюанс – его интересуют фактически мертвые люди, которые по бумагам значатся живыми, то есть те, кто не был исключен из документов («ревизских сказок»). Де-юре – живые крестьяне, которые в те невеселые времена считались ликвидным имуществом, а де-факто – воздух.
Скупает Чичиков мертвых крепостных с совершенно адским дисконтом. «Ревизская душа», т.е. один живой крестьянин, стоит на тот момент пятьсот рублей, а фактический прайс выглядит так:
Манилов – «безынтересно» (отдает даром);
Коробочка – за пятнадцать рублей восемнадцать человек;
Собакевич – по два с половиной рубля;
Плюшкин – по тридцать две копейки.
Что собрался Чичиков делать со всем этим хозяйством? Очень просто – он собрался предложить своих «крепостных крестьян» в качестве залога кредитному учреждению. А на полученные взаймы деньги (которых он при других обстоятельствах никогда бы не получил) как раз купить имение.
Интересно, что само кредитное учреждение (опекунский совет) физического наличия крестьян не проверяло – достаточно было договоров купли-продажи. Видимо, надеялись на порядочность и благородство дворян-заемщиков.
Так что Чичиков, как мы видим, человек был весьма здравомыслящий и опытный.
Но мошенник.