фигурное катание - женское и мужское... одиночное
[текст № 4 на спортс.ру от 2 января 2018 года]
Ценители и знатоки женского одиночного фигурного катания охарактеризовали КП Косторной на ЧР 2017, как некое камео "Королевы Ён А", отсылающее к её ПП "Adios Nonino" в Сочи 2014. Сравнение пустое. За 150 сек Алёна собрала и создала образ, который оказался не под силу Ким Ён А за четыре с половиной минуты.
Я же увидел, а сначала услышал, КП Джеффри Баттла на ЧМ 2008. Тогда он завоевал золото и закончил десятилетную карьеру.
Послужные списки исполнителей Адиос Нанино 2008-го и 2017-го годов - в 15 лет Джеффри стал 2-м на ЧЮ Канады, Косторная - 3-ей на Ч РФ.
У Джеффри была отличная спортивная карьера - за восемь сезонов в 35 стартах от только в восьми не проходил в призы. Поверьте, это очень высокий показатель, К (коэффициент) 4.37. Был призёром и чемпионом всех ГС.
В 15 лет серебро ЧЮ Канады, в 19 лет Ч 4СС (аналог ЧЕ), в 20 выиграл первый этап ГП и Ч Канады, в 21 год серебро ГПФ, в 22 - ЧМ.
Прокат ПП на ОИ 2006 был неудачным. Я же взял его, чтобы показать сильные стороны этого фигуриста.
Обратите внимание с какой скоростью он вернулся в прокат после падения на кваде. Абсолютный музыкальный слух - уже тогда Баттл сам ставил себе программы. Уйдя из спорта, сразу занялся хореографическими постановками и передаче навыков скольжения. Скольжение Патрика Чена, как и многие откровения в его хореографии, дело рук Баттла.
Глядя на то, как глубоко проникает Джеффри в суть музыкального произведения, у меня закрадывается мысль о том, что ЭТ и ДГ движутся именно в этом направлении.
На ЧМ 2005 года в Москве Баттл стал вторым. Обратите внимание на погружение фигуриста в образ и то, как он затягивает в него зрителя. Видели, как некоторые нынешние перед стартовой позой подтирают сопли, ощупывают свои интимные места и судорожно поправляют рюшечки на жабо? (... нет, нет - большой теннис не фк, а Надаль его бог во плоти)
Джеффри Баттл один из немногих фигуристов западной мужской одиночки к кому я испытываю настоящую симпатию.
Патрику Чену Баттл поставил настоящий шедевр -
Фигурное катание теряет популярность у зрителей США и Канады. Будут новые поколения фигуристов катать как Патрик или лучше - будут битковые сборы (не путать с единицей информации) в залах, когда аплодисменты превращаются в одну ревущую стену экстаза.
Что характеризовала Баттла - он катал, а потом и ставил классику. В Москву не мог приехать без Рахманинова... и какого! Их обоих привёз Рафаэль Арутюнян.
Цикл из пяти Пьес-фантазий, куда входят показанные Баттлом и Ченом, Рахманинов написал в 19 лет. Интересно, что в них он не обозначил скорость и темп исполнения.
Обожаю классику на льду, русскую и итальянскую. Малыши и малышки должны входить в свой мир льда и конька под руку с Петром Ильичём.
Когда при мне начинаются разговоры о "божественном" Ханю, мою душу раздирает саркастическая ухмылка -
"Четыре сезона" сезона 2013-14 записаны на Д. Уилсона, хотя эту ПП Патрик катал в постановке Лори Николь в сезонах 2006/07, 2007/08, 2008.09.
Она же поставила ПП Concierto de Aranjuez by Joaquín Rodrigo -
(обратите внимание, для Патрика было дурным тоном, неприемлемо перед прыжком крутить головой, определяя точку выезда)
Это шедевр в прямом смысле слова. Уже в начальной позе понятно, перед нами решимость не спортсмена, а героя, который расскажет о мужской страсти и любви к жизни в фигурном катании.
На дорожке перед последним вращением гитарное соло подхватывает, разворачивает и уносит ввысь симфоническая группа. Герой раскрывает миру объятия и выплёскивает эмоции на трибуну. Это эмоции сожаления и отчаяния от того, что нельзя взмахнуть крыльями и воспарить кондором над Андами.
Перед нами торжество мужественности во всём - в отсутствии какого-либо намёка на пошлость в позах и позициях, в строгости осанки, в благородстве линий и окончательной работе на прыжковых, в сдержанности эмоций внезапно выплескивающихся в момент катарсиса, в умении обуздать свои чувства, что так отличает мужской характер от женского, когда они переходят в затяжную неконтролируемую истерику с элементами психоза. Пару раз мы даже увидели улыбку самодовольства, что так характерно для мужского характера - вот я каков... боже мой, как я хорош!
Исполнение Ченом сложнейшей по оттенкам гитарной пьесы не является её зрительным повторением, оно и он есть сама музыка.
Именно Баттл и Чан подняли искусство мужской одиночки на небывалую высоту. Потом всё рухнуло под тяжестью фиглярствующих стразов, перьев, плюшевых курточек и обтягивающих чресла лосин в искру. Попытки Ханю изобразить женское зрелое вызывают кислую отрыжку, не более. Медведевой, Загитовой, Косторной, [Валиевой] ему не быть ни по собственному таланту, ни по таланту его тренерского штаба. Два олимпийских сезона безрезультатно копировал Патрика Чена.
Джеффри Баттла можно назвать плодотворным хореографом. Ставит многим и быстро. После пускает своё детище на самотёк. К концу сезона оно, детище, в угоду конкретным задачам и в зависимости от степени тренерской компетентности превращается в забавного уродца. Одни стороны образа атрофируются, другие приобретают гипертрофированные черты.
Из перечисленных мне известны постановки для Патрика Чена, Осмонд и Миахары. Почему так?
Карьеры одних, отдаляясь на десятилетия, покрываются туманом. Другие, в силу скудности собственного технического мастерства, не способны донести оригинал до высших ступеней Олимпа, а значит и зрителя.
Счастье, когда хореограф встречается с профессионалами высшего разряда. Тогда его самые невероятные фантазии могут претворится в жизнь. Или нет... Тогда становится понятной реальная цена дутым авторитетам, как это произошло с Д. Уилсоном и его постановкой Орандж Калор Скай для Медведевой.
Кто-то воскликнет: "Что вы, что вы! Это Медведева не смогла воплотить гениальные догадки" самозванца без образования... и не только специального.
Критерием истины научной мысли является практика, опыт, сравнение результатов в отношении одного и того же объекта.
ОИ 2018 - Илья Авербух, КП Евгении Медведевой -
Осень Классическая 2019 - Д. Уилсон, Безик, КП Евгении Медведевой. Между ними шесть месяцев.
"Медведева изначально не была готова выкатать этот образ!" - в точку!!! Именно с этого начинается работа хореографа - определить для себя всю совокупность возможностей фигуриста и подобрать материал, способный раскрыть их в полной мере.
Здесь образа не вижу. Вижу, как на Медведеву натянули личину тупой шлюшки с Бродвея, подавальщицы в забегаловке МакДональдс, "плечевой" в пыльном отеле для дальнобойщиков. Или Д. Уилсон вытащил и показал во всём блеске реальную натуру Медведевой, а усилия Тутберидзе и Авербуха были не более, чем уловки в попытке её скрыть?
На момент исполнения Косторной Адиос Нанио ей было 14 лет и семь месяцев. В её годы Баттл был никем. ЧЕ Алёна стала в 16 лет и 5 м-цев.
За два сезона в юниорах и сезона во взрослых у Косторной 17 стартов, во всех из которых она вошла в призы и девять раз брала золото = К 17. Не волнуйтесь, скоро она начнёт его терять. На 9 золота Джеффри за 10 сезонов Косторная ответила девятью победами за три сезона.
КП Косторной ставила ЭТ. Прокаты поделены на равные музыкальные отрезки для обоих. Обратите внимание сколько фигур, позиций, шагов, элементов выполняют в них каждый.
На площадке Джеффри гуляет ветер, Косторная одномоментно везде, т.е. покрывает создаваемым образом всю площадь льда. Хореограф-постановщик КП Джеффри Баттла (2007-08) Джеффри Баттл.
Как же трактовалась оратория памяти отношениям, которым уже никогда не суждено повторится?
В первом случае всё невнятно и более чем приблизительно. Образ, лишь бледное приближение к музыкальному оригиналу.
Во втором образ решён в стилистики расставания женщины с мужчиной. Сдержанная скорбь расставания нарушена лишь раз, это манящий и одновременно отталкивающий жест. Там, где Джеффри катал дорожку, играя лицом, Косторная показала дорожку, каскад, 2А с инабауэр и вращение со сложные выездом.
По сравнению с Алёной Баттл на площадке вальяжничал. Главное - Адиос Нонино, это танго прощание в миноре. В характерном (НАРОДНО-сценическом) танце Баттл был откровенно слаб как спортсмен, слаб и сейчас как хореограф. Для этого необходимо классическое образование, либо углублённое самообразования.
В коллекции ансамбля имени Игоря Александровича Моисеева целый перечень народных танцев - многие народы видели их впервые, но им очень понравилось.
Танго Баттла всё та же классика - Рахманинов, Шопен, Скрябин. Диссонанс формы и содержания-отсебятины неприличен.
... всего вам доброго.