Суть гладиаторских игр сформулировал римский императора Каракалла, живший в III веке н.э.: «Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых». Изначально сражения гладиаторов были формой жертвоприношения во время похорон знатных римлян. Но в 105 году до н.э. их официально признали публичным зрелищем и общегосударственным делом. Если раньше гладиаторские бои устраивали отдельные граждане по своей инициативе, то теперь их организация стала обязанностью римских магистратов.
Появилось множество специальных гладиаторских школ — лудусов, которые содержали ланисты. Это занятие считалось не слишком почтенным, зато весьма доходным. Сдача в аренду гладиаторов-чемпионов для особо красочных праздничных зрелищ приносила ланистам большие прибыли. Но и расходы на покупку, обучение, лечение и содержание гладиаторов в промежутках между боями были немалыми.
В гладиаторы попадали самыми разными путями. Отправленные на арену военнопленные и купленные ланистой на рынке рабы просто не имели иного выбора. То же самое относилось к преступникам. Впрочем, со временем и здесь появилась некоторая дифференциация. Приговор мог быть разным: ad gladium (к мечу), ad bestias (к зверю) или ad ludum (к гладиаторской школе). Первые две категории, как и военнопленные, считались заведомыми смертниками, их называли noxii. Шансов победить тренированных убийц (против опасного преступника могли выставить нескольких обученных бойцов арены) или диких зверей у неподготовленного человека практически не было.
Совсем другое дело — гладиаторы, которые предварительно прошли курс подготовки в лудусе. Причём в гладиаторы шли иногда и свободные римские граждане, хотя для знатного римлянина, тем более патриция, участие в боях на арене считалось большим позором. Статус гладиатора был даже ниже обычного рабского, ведь в религиозном смысле любой римский гладиатор, независимо от причин, по которым он оказался на арене, являлся «заложной жертвой» покойникам, который просто пока ещё не отправился на тот свет.
Но при этом живые гладиаторы, с точки зрения ланист, являлись серьёзным капиталовложением. Особенно — пережившие много боёв, а также знаменитые чемпионы. Любой гладиатор, который умел развлечь или поразить взыскательную древнеримскую публику, становился источником больших доходов, и отношение к нему было соответствующим. Даже осужденный преступник, выживший на арене в течение пяти лет (в год обычный гладиатор участвовал не более чем в нескольких боях), по закону получал свободу. После первых двух боев выжившему в них гладиатору предоставляли в лудусе личную комнату с кроватью и столом. После трех боёв каждый последующий оплачивался, независимо от его исхода (разумеется, за победу платили больше). Эта плата возрастала с каждым боем, и гладиатор имел возможность со временем выкупиться из рабства.
Кроме того, гладиатор мог получить свободу после любого боя, если эдитор (устроитель игр) дарил ему символический деревянный меч — рудис, в знак признания его доблести и мужества. Вот только чем было заняться такому освободившемуся рабу в чужой стране, если из всех востребованных навыков у него имелось лишь умение красиво убивать на арене? Известна история гладиатора по имени Фламма, который был родом из Сирии. Он получал рудис четыре раза, поскольку получив свободу, каждый раз нарушал закон и снова возвращался на арену в качестве осуждённого преступника.
На улицах римских городов можно было встретить и пока ещё не освободившихся гладиаторов. Новички сидели взаперти в здании лудуса, но после нескольких удачных боёв отличившиеся получали документ, по которому стража лудуса выпускала в город. А чемпионы, даже формально оставаясь рабами, и вовсе могли приходить и уходить когда им вздумается — бежать им смысла не было, дополнительные тренировки не требовались, так что держать их постоянно в лудусе было заведомо бессмысленно.
Гладиаторы, имевшие возможность покидать лудус или обретшие долгожданную свободу, часто нуждались в заработке. И богатые римляне нанимали их для разных целей. Например, в личную охрану. Или банду, которая оказывала силовое давление на политических противников работодателя. Гладиаторов также нанимали для обучения владению оружием. Порой они учили и легионеров.
Дело в том, что обычное военное обучение в римской армии всегда подразумевало только действия в плотном строю, но не индивидуальные поединки. Некоторые военачальники считали полезным научить своих солдат в том числе и навыкам рукопашных схваток с оружием, а такими умениями отличались именно гладиаторы.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев