В последние годы число детей, которые изначально не замотивированы на получение новых знаний, постоянно растёт. Нежелание учиться выливается в то, что дети забывают выполнить домашнее задание, устраивают беспорядок на письменном столе и парте, отвлекаются на уроках, смотрят в окно. В классе им скучно, а успеваемость их не сильно волнует.
Чтобы учёба не привела к таким последствиям, следует подстёгивать мотивацию ребёнка, особенно перед началом учебного года.
Как это сделать? Даём несколько советов.
Выбираем мотивацию
Она бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация заключается, если по-простому, в одном слове: хочется. Об этом мы редко задумываемся, так как чаще всего мотивируем детей извне, то есть, поощряя их за заслуги в школе чем-то материальным (новым телефоном, игровой приставкой, походом в кино и другими подарками) и нематериальным (похвалой, приятными словами).
Внешняя мотивация может свестись к одной фразе: “Получи хорошую оценку и получишь что-то”.
Проблема в том, что внешняя мотивация перестаёт работать очень быстро, если ребёнок просто не хочет учиться. Вдобавок он ещё и обижается за то, что не получил обещанного.
Учителя пытаются привить другие поощрения в школе, более благородные: вводят звания лучших учеников и делают послабления за хорошую успеваемость. Но чаще всего случается так, что лучшим учеником из месяца в месяц становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг лиц. Остальные же мотивацию теряют, так как просто чувствуют себя неудачниками на фоне успешных одноклассников.
Почему не работает внешняя мотивация?
При поставленном условии “сделай вот это и получишь вот это” у ребёнка вырабатывается привчка на основе инстинкта самосохранения: он ищет не творческий подход к проблеме, а самый короткий и надёжный. Происходит подмена целей: учёба не ради знаний, а ради получения награды.
Что же влияет на интерес к учёбе?
— Маленькие дети готовы учиться ради интереса, а не потому, что их замотивировали. У них сильно развита внутренняя мотивация: я учусь, потому что хочу.
— Заинтересованные дети учатся эффективнее. Не выгорают на учёбе те, кто сам себя заинтересовал в получении новых знаний: например, если им интересна математика. Про двоечников часто думают, что они менее способны, чем их одноклассники, но это не так: многие из них знают наизусть десятки и сотни песен любимых исполнителей, но не могут вспомнить таблицу умножения. Или запоем читают научную фантастику, не проявляя никакого интереса к классической литература в школе.
То есть им просто интересно.
— Сообщения разрушают внутреннюю мотивацию.
С чего начать
Возвращать мотивацию ребёнка — долгий процесс, и успех в это мероприятии зависит больше от родителей. Прежде всего, задумайтесь над тремя вещами:
— Содержание
Если дети не выполняют наши требования, мы пытаемся воздействовать на них. А стоит задуматься: так ли справедливы наши требования? Возможно, не будет ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки, зато с удовольствием будет заниматься литературой и иностранными языками.
— Сотрудничество
Чем старше становятся дети, тем больше взрослые должны привлекать их к сотрудничеству: обсуждать вместе планы, строить новые для того, чтобы общение стало открытым и обоюдным. Стоит прислушиваться к желаниям ребёнка и не воспринимать, как шутки, его планы стать, например, космонавтом. Возможно, в этом случае сработает спокойный разговор, как со взрослым: объясните ему, почему эти планы могут быть маловероятными и направьте мысли ребёнка в русло, отвечающее его желаниям.
Возможно, ваши слова станут внутренней мотивацией для него.
— Свобода выбора
Чтобы ребёнок ответственнее подходил к решению проблем, он должен чувствовать себя частью процесса. Если он ведёт себя плохо, спроси о причинах. Возможно, ответ вас удивит.
Ищем внутреннюю мотивацию
— Научитесь принимать ребёнка
Речь идёт не о принятии, а понимании: если ваша дочь неожиданно сменила стиль, который вам совсем не нравится, не значит, что его необходимо принять. Можно просто понять её увлечения.
— Помогите определиться с делом жизни
Зачастую у ребёнка нет внутренней мотивации, потому что он не понимает, чем хочет заниматься и зачем ему в жизни понадобятся сложные формулы и даты исторических событий. Помогите определиться, чем ребёнок хочет заниматься после выпуска из школы. Что ему нравится, к чему лежит его душа.
— Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка.
Стоит объединить внутреннюю мотивацию со школьной программой, найти точки пересечения. Возможно, поможет изменение расписания (не школьного, а послеобеденного). После школы ребёнок чаще всего хочет погулять при дневном свете вместе с друзьями, а не идти домой учить уроки. Позвольте ему менять расписание дня, подстраивая его и под учебный процесс, и под свои желания — таким образом вы придёте к компромиссу, который ваш сын или дочь готовы будут соблюдать.
Чтобы он самостоятельно мог себя контролировать, пусть пользуется умными часами: в них можно установить таймер под расписание, а шагомер и мониторинг активности поможет отслеживать маршрут, сожженные калории и другие показатели, важные при спортивных занятиях и даже простых прогулках.
Может быть, этот аспект даже поможет ребёнку полюбить спорт :)
Изучать иностранные языки можно с помощью кино: позволяйте ребёнку смотреть фильмы с субтитрами, засекая время (если смотреть кино целыми днями будет неправильно, то час или полтора в день на фильм на иностранном языке можно выделить без ущерба для учебного процесса).
Если ваш сын или дочь заинтересуются устройством умных гаджетов, расскажите им про кружки по программированию или UX-дизайну :)