Многие помнят хорошо распиаренный проект 2011 года Михаила Прохорова под названием "ё-мобиль". Как и помнят его стремительное погружение на дно уже в 2014. Что это было?
Давайте разбираться!
В 2010 году компания ОНЭКСИМ (Российская) и "Яровит" (Российско-Белорусская) объявили о старте проекта, по созданию городских автомобилей.
Их идея заключалась в создании инновационного автомобиля для образованных и высокоинтеллектуальных людей со средним достатком. Под капот установят роторно-лопастной двигатель, а кузов будет выполнен из армированного пропилена.
По тем временам, автомобиль имел бы несколько прорывных возможностей:
1. Сидеть за рулём в социальных сетях . Благодаря сенсорному экрану по середине торпеды.
2. Его можно было бы использовать как каршеринг, в то время это слово не произносили, но смысл тот же самый. Он заводился бы с карточки и любой мог бы на нём передвигаться.
"Автомобиль сенсация! Автомобиль революция! Автомобиль не имеющий мировых аналогов!" - заявляли каждый день с экранов телевизоров.
Сумма инвестиций в революционный проект, который нужно было начинать с полного нуля, составила скромные для такой затеи 150 миллионов евро.
В том же году создали дизайн первых двух концептов и предъявили миру:
1. Семейный хэтчбек
2. Купэ для молодёжи
Послушав про передовые технологии и посмотрев на концепты, большинству населения идея понравилась.
2011 год стал самым насыщенным и хайповым для этого проекта.
Он начался с заявления Михаила Прохорова о том, что ё-мобиль на 90% будет состоять из комплектующих произведенных в России. Более того, головная компания - "ё-Авто", будет лично производить шасси, трансмиссии и двигатели.
Спустя некоторое время Михаил Прохоров назвал цены на будущий технологически прорывной продукт: от 320 тысяч рублей до 450 тысяч рублей.
Учитывая уровень инфляции в 75% за 9 лет. Такой ценник тогда, сейчас был бы от 562 тысяч рублей до 789 тысяч рублей.
Новый автомобиль, с "новыми разработками не имеющими аналогов в мире" по цене Лады Гранты... Сейчас очевидно, что это утопия, но в то время грамотный пиар и маркетинг обеспечили 50 тысяч заявок на заказ в первые сутки запуска сайта.
Это на 5 тысяч машин меньше, чем планировали производить в год, Карл!
1 апреля 2011 года председатель правительства Владимир Путин прокатился из Ново-Огарёво до президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Горки-9.
Ясных комментариев про свою поездку на ё-мобиле он не дал, но на заседании сказал:
"Как вы его назвали? Ё-мобиль? Ну название, конечно.... Не знаю откуда вы его взяли"
и
"Главное, это совсем новый продукт, технологически новый"
Через несколько дней был подписан договор, о строительстве производственной площадки недалеко от Санкт-Петербурга, в районе Марьино. Начать производство она должна была уже осенью 2012 года.
Спустя пару месяцев начала строительства в Санкт-Петербурге, руководство пришло к выводу, что одной площадки будет не достаточно и в планах обозначили для себя ещё одну производственную площадку на территории завода ЗИЛ в Москве.
Осенью компания Ё-Авто, единственная из России, поехала на Франкфуртский автосалон, где продемонстрировала свой новый ё-концепт.
Этот концепт показал всем миру, что в России умеют неплохо рисовать и собирать не ездящие макеты футуристичных автомобилей.
В честь такого дела, по возвращению на родину, три ё-мобиля отправили в виде экспозиции по областным городам России.
Весной 2012 года Михаил Прохоров проиграл Президентские выборы.
А осенью за невыполнение поставленных сроков с поста генерального директора уволили Андрея Бирюкова.
В 2013 году первый собранный и ездящий концепт ё-Авто, ё-кроссовер, представили журналистам. С напоминанием, что там нет ничего от будущей серийной модели, кроме кузова. Большинство журналистов, конечно же, им восхищались. А то, что через раз реагирует на нажатие сенсор, ощущение и скорость езды как на советском троллейбусе, в салоне убогий пластик и неуместный чёрный капот перед лицом, чтобы выделяться в потоке. Это нормально. Это концепт.
Но людей не обманешь. Большинство заметило как сильно дела расходятся с обещаниями, поэтому в то время заметно усилилась критика этого проекта.
Не помогло и то, что летом Михаил Прохоров приехал на ё-мобиле на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ).
2014 год стал последним для ё-Авто.
Сначала отказались от идеи роторно-лопастного двигателя, решили ставить обычный от Fiat.
Потом выяснилось, что нет возможности компоновать автомобиль на 90% отечественными деталями. В России даже нет хороших станков, для производства ответственных деталей. Всё надо заказывать. А из-за недавнего финансового кризиса и ситуации с Крымом, в связи с которой на Россию начали накладывать санкции - цены выросли в разы. Дополнительно к этому сроки по завершению строительства производственной площадки в Марьино постоянно переносятся на неопределенный срок.
Примерная стоимость будущих российских инновационных новинок выросла до 1 миллиона рублей.
Решение о закрытии проекта не заставило себя долго ждать. О нём сообщили уже в начале апреля.
Нет сомнений, что в этой истории было много "борьбы под ковром" и мы никогда не узнаем всей правды. Суть остаётся в том, что Россия осталась без компании, которая хоть как-нибудь стремилась к инновациям.
Спасибо за то, что дочитали статью до конца. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь - это будет мотивировать меня на дальнейшее создание качественного контента!)
Как вы думаете, почему закрылся этот проект? Пишите своё мнение в комментарии
Также читайте статьи: