Помимо заселения Европы и Австралии, люди современного типа разбежались по всей доступной для проживания суше.
Причем племена охотников, в поисках лучшей жизни, бродили и по местам, которые для нынешнего населения планеты закрыты. В эпоху великих оледенений восточное побережье Сибири и западное Америки имели абсолютно другой вид. В последний такой период было уже историческое время, наши предки могли бродить по так называемому Беринговому мосту. Мост - не очень точно: ни мостом, ни перешейком его не назовешь: 2000 км в ширину в самом узком месте. Обнажившийся шельф на многие сотни километров нарастил материки, особенно по северу и востоку Сибири, за счет Чукотского и Берингова морей (Охотское же море осушалось почти полностью) и вместе с Чукоткой и Аляской образовал географически единую гигантскую страну, объединяющую два континента в одно целое. Этот осколок старого мира называют Берингия.
По этой чудесной стране и прибыли первые люди на континент Америка. Чтобы перебраться в Западное полушарие, сапиенсам предстояло сперва научиться искусству выживать в экстремальных условиях северной Сибири, в полярную ночь, при пятидесятиградусном морозе. И около 20 тысяч лет назад в Сибирь проникли первые охотничьи общины.
Прежде ни один человеческий вид не забирался так далеко на север. Даже привычные к холоду неандертальцы держались южнее, в более теплых регионах. Но Homo sapiens, обладал развитым мозгом и великолепной социализацией. Там где неандертальцы спасовали, он добился успеха. По мере того как большие группы кочевников-сапиенсов мигрировали на север, они учились делать снегоступы и, пользуясь иглой, шили теплосохраняющие костюмы из многих слоев меха и кожи. Естественно шли они туда не для того чтобы мерзнуть, там сохранился в первозданном виде плейстоценовый парк. В Арктике обитало множество крупных вкусных животных, в том числе северные олени и мамонты. Судя по многочисленным костям (иногда – целые кладбища), вымываемым ручьями и реками, а то и просто торчащими из земли в тундре, на пространстве от низовьев Лены до американской реки Макензи повсеместно встречалось огромное количество мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, верблюдов, северных и гигантских оленей, львов, гиен, четыре вида волков и множество птиц различных видов. Обилие пищи привело к расцвету людей в этом неуютном климате. Но, совершенные на тот момент методы охоты и интеллект охотников, привел к плачевному результату, экосистема обрушилась, и настал мор и хлад. Немногие уцелевшие представители уцелели до наших дней, хотя бизоны почти ступили за грань исчезновения усилиями прибывших на континент европейцев.
Как мы помним, 12 тысяч лет назад ледниковье закончилось, проход между материками погрузился в воду и открылся путь с Аляски на юг континента. Культура переселенцев получила название кловисской, по месту первых находок. Древнейшие материальные следы кловисской культуры имеют возраст 13,2–13,1 тыс. лет, а самые молодые — 12,9–12,8 тыс. лет.
Это была культура охотников на крупного зверя, которые попав в девственно чистую природу нетронутого континента, разбежались во все стороны устроив фауне блицкриг. Всего за пару сотен лет, выбив неприспособленных к существованию рядом с человеком крупных животных, эта культура канула в лета вместе с огромным списком уничтоженных зверушек. Как пожар по сухой траве, люди распространялись на юг, всего через полторы тысячи лет они добрались до южной оконечности Америки и стряхнув с ног прах исчезнувшей фауны принялись мыть мокасины.
Такого типа катастрофы повторялись в меньшем масштабе еще много раз по мере заселения людьми островов, к примеру последних мамонтов выбили на острове Врангеля всего 3 -4 тысячи лет назад, и всегда проходили одинаково. Взрывной рост населения на фоне изобилия пищи, затем катастрофа животного мира и падение численности людей, и наконец сосуществование небольшой части животных и охотников. Скудность охоты заставила людей брать в руки мотыги и заниматься тяжелым трудом по добыче хлеба насущного.