Найти в Дзене

Маршрут по Алтаю. Часть 2

Оглавление

Продолжение маршрута по Горному Алтаю с инструкцией как добраться до различных интересных мест, их координатами и примерным временем посещения. Рекомендую ознакомиться с предыдущей частью, если вы до сих пор этого не сделали.

В предыдущей части мы остановились в Акташе. Едем дальше по Чуйскому тракту.

15:00 Гейзерное озеро [50.289274, 87.667152] находится посреди болотистой местности. Путь к нему выложен от стоянки [50.292447, 87.671829] (5 км 5 мин от Акташа) горбылем поверх гати. Вход 50 руб.

16:00 Проезжая дальше по Чуйскому тракту можно увидеть ледяные вершины Северо-Чуйского хребта. Чтобы лучше его рассмотреть, а также долину реки Чуя внизу сверните направо [50.250363, 87.873609] (25 км 20 мин) на грунтовку и езжайте в сторону смотровой площадки 50.234415, 87.870964 (2 км грунтовки). На легковой машине мы немного до нее не доехали и пошли дальше пешком. Виды со смотровой площадки очень грандиозны. К сожалению, фото не могут этого передать.

-2

Далее Чуйский тракт проходит через небольшую Курайскую степь.

Курайская степь
Курайская степь

Чтобы попасть на место под названием Марс-1, нужно свернуть с тракта [50.101135, 88.372341] (43 км 35 мин) в деревню Чаган-Узун. В деревне есть указатели на Марс. [50.101549, 88.361248] - здесь нужно выехать из деревни в поле. [50.098184, 88.356686] - здесь прямо. Держитесь более накатанной дороги и основного потока машин. Их на Марс ездит много. [50.098184, 88.356686] - здесь брод в сухую погоду сможет преодолеть любая легковая машина. Нам это удалось на солярисе. После брода налево. [50.073971, 88.348092] - здесь еще один брод и его тоже может преодолеть легковая машина. Перед стоянкой [50.057625, 88.296924] с вас возьмут мзду. Всего 9 км грунтовой дороги.

17:30 Марс-1 - это склоны глиняных гор разнообразных расцветок почти без растительности.

18:40 Если пройти пешком 3 км в одну сторону, то можно увидеть еще склоны гор под названием Марс-2. Они не столь впечатляющие. Стоит ли идти - решайте по фото.

Марс-2
Марс-2

Обратно в Акташ мы вернулись уже в 10 часов вечера. По пути можно набрать воды из родника [50.279602, 87.681420]. Ночевка в юрте не задалась из-за алтайцев, всю ночь разъезжавших на мотоциклах. В юрте нет звукоизоляции в принципе. Несмотря на жаркие дни, в горах ночью холодно, а топить печку всю ночь напролет не будешь.

День 5 Улаганский тракт

8:00 Выезд по улаганскому тракту в сторону перевала Кату-Ярык. Перед длительной поездкой можно заправиться на заправке Расул [50.310586, 87.581020]. На ней возможны очереди. Мы два раза на ней заправлялись и все было нормально. До Улагана будет плохой асфальт с участками гравийной дороги. Дальше только гравий. От Акташа до Кату-Ярыка 100 км в одну сторону, которые преодолеваются за 3-4 часа.

8:40 Первая остановка у Красных ворот [50.364474, 87.633562] (7 км 15 мин от Акташа). Это узкое место между красными скалами, содержащими киноварь (ртутная руда).

9:20 Улаганский перевал ([50.499531, 87.655404] 19 км 25 мин) является священным местом, где повязывают ритуальные ленты. Также можно посмотреть на горы вдали.

10:40 Дорога идет мимо Пазырыкских курганов ([50.746859, 88.072636] 46 км 1 час).

Пазырыкские курганы
Пазырыкские курганы

11:40 Грандиозный перевал Кату-Ярык ([50.910211, 88.217840] 27 км 1 час - это извилистая дорога вниз к реке Чулышман, протекающей в ущелье и впадающей в Телецкое озеро. Спуститься может любая машина, но подниматься лучше на внедорожнике. Хотя рассказывали, что перевал вверх смог преодолеть Матиз. В сухую погоду шансов больше. Мы осмотрели перевал сверху. Со смотровой площадки виден водопад Кату-Ярык.

Дорога по перевалуодопад Кату-Ярык
Дорога по перевалуодопад Кату-Ярык
водопад Кату-Ярык
водопад Кату-Ярык
река Чулышман
река Чулышман

13:00 Неподалеку есть другая смотровая площадка [50.906675, 88.202776]. Поворот на нее [50.906394, 88.206140] 1 км от перевала.

Вид со смотровой площадки
Вид со смотровой площадки
еще один водопад
еще один водопад

14:00 На обратном пути можно полюбоваться озером Учкель с дороги [50.826988, 88.188452] 10 км 20 мин.

озеро Учкель
озеро Учкель

Пообедать мы смогли в Улагане в кафе напротив Сбербанка [50.631364, 87.958726]. К 17:00 мы доехали до Акташа. Остается время посмотреть еще два водопада. Здесь [50.329793, 87.470272] (10 км 10 мин от Акташа) сворачиваем с тракта на мост через Чую.

17:40 Первый водопад - Верхний Карасу [50.332152, 87.427063]. До поворота на него ведут несколько параллельных грунтовых дорог (3,5 км). Они проезжаемы легковым автомобилем, в том числе брод.

Верхний Карасу
Верхний Карасу

18:20 Чуть подальше водопад Нижний Карасу [50.340467, 87.392950]. До него еще 2 км грунтовки и пешком 500 м.

Через 44 км и 1 час пути мы остановились в гостинице Белый Бом [50.368052, 87.037697]. Она не очень, нам просто нужен был душ. У гостиницы есть фонтан - это источник питьевой воды.

День 6 Чемальский тракт

8:00 Выезд в сторону Чемала. Дорога долгая - 370 км 5 ч 30 мин. По пути мы пообедали на Семинском перевале. Уже непосредственно перед Чемалом в поселке Элекмонар или в Чемале можно увидеть объявления об экскурсиях на Каракольские озера. Записываться на них лучше заранее, чтобы отправиться на озера на следующий день. На уазиках поездка стоит 2500 руб с одного человека.

14:00 Чтобы попасть на остров Патмос [51.398424, 86.000537] нужно проехать почти весь Чемал, потом свернуть на дорогу через дворы. Нам удалось припарковаться у школы [51.399399, 86.002989]. Мест для парковки там мало. Если машину оставить на основной улице, то придется плюсом идти 800 м. Далее очередь на проход по подвесному мосту. Мы простояли минут 20-30. После моста нас ожидала очень маленькая территория, разрешенная для пребывания туристов и небольшая деревянная церковь. Если заказать экскурсию за отдельную плату, то можно и на остальную территорию попасть, но мы так не делали. Если вернуться чуть назад, то можно спуститься на берег и осмотреть остров с другого ракурса. В целом достопримечательность так себе. Стоит побывать только ради галочки.

От острова Патмос вдоль Катуни идет козья тропа (начало [51.397803, 86.002877]) до реки Чемал [51.391585, 86.003809] и Чемальской ГЭС [51.391046, 86.005038]. Нужно пройти пешком 900 м в одну сторону и вернуться к машине.

Вид с козьей тропы
Вид с козьей тропы
Чемальская ГЭС
Чемальская ГЭС

Едем дальше по Чемальскому тракту.

16:30 Через 20 км 20 мин слева от дороги [51.260387, 86.069690] начинается тропа на водопад Че-чкыш через частную территорию, где путь преграждают три мужика, жаждущих мзды в 100 руб с человека. За такие деньги тропа никак не обустроена. У нее обычное дикое состояние. Наверху скромный водопад и смотровая площадка с видом на реку Катунь. Вдоль дороги не так просто встать - справа знак, запрещающий стоянку. Его повесили специально, чтобы вынуждать людей вставать на платную стоянку. Просто встаньте немного подальше слева. В общем, после Чуйского тракта данное распиаренное место к посещению не обязательно.

17:20 Недалеко от дороги недостроенная Катунская ГЭС [51.209633, 86.084050] 7 км 8 мин.

Катунская ГЭС
Катунская ГЭС

17:30 Рядом через 1 км [51.200559, 86.085409] находится Еландинский порог на реке Катунь и заброшенная штольня. В штольню вход платный, но никакого освещения там нет.

Дальше дорога ухудшается и становится гравийной. Здесь [51.164749, 86.167923] есть петроглифы, но они очень трудноразличимы.

18:30 Поездку по Чемальскому тракту мы завершили Ороктойским мостом [51.122873, 86.165814] 14 км 30 мин. Под ним Катунь проходит через узкий скальный коридор.

Вдоль Чемальского тракта весь берег Катуни застроен турбазами, огорожен кемпингами. Но нам удалось встать на одно из последних свободных мест для ночевки в палатке недалеко от водопада Че-Чкыш. Если ехать обратно в Чемал с Ороктойского моста, то поворот налево сразу после забора [51.243982, 86.065116] 20 км 35 мин. Удалось недолго покупаться в Катуни, несмотря на холодную и мутную воду и илистое дно.

Продолжение маршрута в последней части.