Всем привет, что вы знаете о студии Valve? То что они создали доту и кс? Да, до того как Гейб почувствовал вкус щекелей, они разработали множество игр, каждая из которой добилась огромной популярности, а некоторые даже имеют культовый статус. Valve добилась больших успехов в игровой индустрии и не только. В данной статье я хочу рассказать вам а что же было до успеха, какие игры были первыми, с какими трудностями сталкивались разработчики.
Начало истории
Начало истории берёт в 1996 году, когда ещё молодой и худой Гейб Ньюэлл уставший работать в Майкрасофт, где он минуточку проработал целых 13 лет. После ухода он вместе со своим лучшим другом Майком Харрингтоном создаёт компанию Valve Software, под попечительством Sierra Studios. Так же была приобретена лицензия движка игры Quake. С этим связана очень интересная история. Майкл Абраш, который ушёл в id Software, предложил лицензировать новый движок, который он разрабатывал с Джоном Кармаком. Гейб и Майкл решили поехать в Техас, в штаб квартиру Id, на тот момент одной из самых крутых из игровых компаний в мире. После этих слов можно понять что их там ждало. Ведь Гейб и Майкл не имели опыта в разработке игр, и можно сказать даже ничего не знали как работает игровая индустрия. Но раз они имели деньги, да и Абраш поручился за своих друзей. По ходу общения в id начинающие разработчики много узнали о том как работает игровая индустрия. В самолёте в Сиэттл летел диск с исходными кодами движка Quake. На тот момент наверное мало кто мог бы даже подумать, чего они смогут добиться.
Первый успех
Первым проектом студии становится первая часть нашумевшего шутера Half LIfe, который разрабатывался полтора года. Первоначально игра называлась Quiver. После завершения практически половины работ над Quiver, было принято решение полностью поменять концепцию игры, а так же и название. Главным героем стал Гордон Фримен, молодой учёный из иследовательского центра Чёрная Меза. Название поменяли на Half LIfe. Оно было выбрано, потому что подходило под общую тему игры, не являлось клише, и имело свой специфический символ: Греческую букву λ, постоянную распада в уравнении полураспада, но одним из вариантов также было «Half-Death».
Вообще Valve разрабатывало одновременно две игры, второй была Prospero. Это должен был быть научно-фантастический проект с упором на исследование уникального мира и безумно сложный сюжет. Но к сожалению в свет вышла только Халф Лайф. Prospero удостоилась только страницы в артбуке Half Life 2.
Релиз Half Life состоялся спустя несколько лет после основания студии, в 1998 году. За время разработки, Valve успели пережить проблемы с поиском издателя, которой после долгих поисков стала Sierra On-Line. Они были заитересованны в издании 3D шутера, особенно на движке Quake. На презентации проекта издателю, Гейб и Майкл смогли произвести настоящий фурор. Да это и не удивительно, проект обладал, множеством революционных на тот момент времени компонентов, таких как: умный искусственный интеллект, заскриптованные сцены, красивая графика и многое другое. Но, несмотря на высочайшие оценки критиков, люди не торопились покупать игру. Как признался потом Гейб Ньюэлл, большинство копий было продано спустя несколько лет после полноценного релиза. На данный же момент общие продажи составляют 9.3 миллиона копий, но это без учета в Steam, только в рознице, никакой цифровой дистрибуции.
Cabal
На встречах группы обсуждали ограниченную область игры. Кто то один фиксировал идеи, аниматоры делали зарисовки уровней, писатель прорабатывал персонажей и сюжет. Многое было вырезано, некоторые зоны были добалены без определённого места в игре. После подобных заседаний, члены группы были вымотаны и не на что кроме проверки почты у них сил не хватало. Другой работы они не выполняли. Итогом таких заседаний стал документ размеров в 200 страниц, где описывались подробности от времени дня на уровне до того как будут вести себя противники. ми способностями должен обладать главный герой и его враги. Как должно себя вести оружие, сюжетные повороты и так далее.
На встречах группы обсуждали ограниченную область игры. Кто то один фиксировал идеи, аниматоры делали зарисовки уровней, писатель прорабатывал персонажей и сюжет. Многое было вырезано, некоторые зоны были добавлены без определённого места в игре. После подобных заседаний, члены группы были вымотаны и не на что кроме проверки почты у них сил не хватало. Другой работы они не выполняли. Итогом таких заседаний стал документ размеров в 200 страниц, где описывались подробности от времени дня на уровне до того как будут вести себя противники.
К третьему месяцу работы группы началось тестирование. Sierra предоставляла добровольцев, которые приходили в офис Valve и играли по два часа. За каждым был очень серьёзный надзор, рядом стоял дизайнер и член кабельного совета. Всего было проведено более 200 сессий теста, каждая из которых приводила к очень серьёзным изменениям. Только по этому можно понять с какой серьёзностью относились разработчкики к своему творению.
Counter - Strike
Позже, в 1999 году, два талантливых мододела под никами Gooseman и Cliff выпускают мод к Half Life, под названием Counter - Strike beta. В короткий срок мод набирает весьма неплохую популярность, а к осени уже был открыт первый официальный Public Server. Заметив это, Valve помогают исправить многие баги и проблемы игры. Уже в ноябре выходит финальная версия игры. Как и в случае с Халф Лайф, никто и подумать не мог что Counter - Strike станет одной из самых популярных сетевых игр в мире.
Team Fortress
Сначала Team Fortress как Counter - Strike был модом, правда для Quake. Создали его три австралийца Робин Волкер, Джон Кук и Иан Каухлей в 1996 году. Игра моментально стала популярной, и разработчики вскоре основали свою компанию под названием TeamFortress Software, объявив о разработке второй части на движке Quake 2.
Но в 1998 году студию купила Valve, что изменило планы молодых разработчиков. Было принято решение поменять движок, а также выпустить переделанную версию оригинала - Team Fortress Classic вместе с Half-Life. Продолжение пришлось ждать вплоть до 2007 года с множеством изменений.
Расскажу немного о самой игре. Геймплей представляет из себя противоборство двух команд, в каждой из которой может быть не более 12 человек. В игре 9 классов на выбор. Каждый из которых отличался от других классов.
Team Fortrest принесла огромную славу и деньги Valve. Но им было не до этого, параллельно они разрабатывали ещё две игры, главной из которых была Half-Life 2.
Half-Life 2
Разработка началась спустя пол года после выпуска первой части Half Life, в 1999 году. У разработчиков было множество идей, была даже идея добавить распознования голоса, чтобы игроки могли сами общаться с персонажами. Идеи были отличный, но на дворе стоял 1999 год, и многое из этого было невозможно реализовать. Поэтому авторы решили взять игрока атмосферой и отличным сюжетом, чтобы игроку было не скучно играть в это.
Была идея добавить множество мест для путешествия Гордона, где бы он сражался с инопланитянами. Но художественный директор студии Виктор Антонов взял другой вариант - сделать основным местой действия игры, города, Основным из которых стал уже легендарный Сити 17. Но не всё шло гладко, из студии в самый разгар разработки ушёл сооснователь студии Майк Харрингтон. 15 января 2000 года Харрингтон после расторжения его партнёрства с Ньюэллом, принял решение уйти в отпуск вместе со своей женой, Моникой. Что несомненно очень серьёзно повлияло на ещё молодую студию.
Кража исходного кода игры и другие проблемы.
Первую демку Half-Life показали на E3 2003 года. Разработчики обещали выпустить игру к 30 сентября 2003 года. Но возникли очень серьёзные проблемы. Произошла кража исходного кода Half-Life 2. Всё началось с того что Гейб заметил свою переписку с Дейвом Риллером в интернете, а 4 октября весь исходный код Half-Life 2 был выложен в сеть... еще спустя три дня появилась и рабочая версия игры. После этого фанаты узнали что игра практически не готов. Это был огромный коммерческий и моральный удар по Valve. У всех сотрудников был настоящий шок.
Valve временно прекратили разработку игры. Позже оказалось что человеком который украл исходный код оказался 20 летний немец под ником Axel G. Он сам во всём и сознался. Как говорит хакер, всё произошло случайно — в процессе сканирования сети Джембе обнаружил, что за безопасностью извне кроется слабое место изнутри: их сервера доменных имён разрешали анонимные AXFR-запросы, благодаря которым были получены все поддомены имени ValveSoftware.com.
В логах сканов портов Аксель нашёл не фильтруемый файерволлом сервер вне сети Valve, который принадлежал компании Tangis, занимавшейся носимыми компьютерными устройствами. На нём был общедоступый для записи корень сайта, в который взломщик выгрузил ASP-скрипты. Таким образом, Джембе получил доступ в нутро корпоративной сети с первой попытки. Аксель выгрузил дамп хэшированных паролей пользователей системы, а благодаря технической базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха по нему были быстро восстановлены пароли.
Взломщик провёл две недели в тюрьме, и лишь убедившись, что Аксель не скроется, полицейские решили отпустить его. Наконец, в ноябре 2006 года состоялся суд, который длился семь часов, но ни один из представителей Valve на нём не присутствовал. Отсутствие доказательств публикации исходников говорило в пользу Акселя, хотя признание проникновения в частную сеть корпорации было уже зафиксировано. Суд принял в расчёт трудное детство хакера, и единственное наказание, которое он получил, — это два года условного срока.
Ещё одним не самым приятным моментом был суд с издателем Sierra. Они распрастроняли игры студии среди интернет кафе и игровых клубов без ведома Valve, но суд выиграла Valve, хоть и потеряла много денег. Но не смотря на огромные проблемы, 16 ноября 2004 года игра всё же была выпущена. До появления будущего сборника Orange Box, Half Life 2 сохраняла первое место по оценкам среди когда-либо созданных РС игр. Совместно с выходом Half-Life 2 состоялся выход ремейка Counter - Strike на новом движке.
Игра о том, как деды воевали.
Помните я говорил о том, что совместно с Half-Life 2, Valve разрабатывали ещё одну игру. Дак вот, этой игрой была Day of Defeat. Релиз состоялся в 2003 году, хоть она и менее популярна чем та же КС, но не менее качественная, да и оценки в стим об этом говорят. Игра является онлайн шутером от первого лица в сетинге второй мировой войны. После релиза игры она смогла поразить игроков отличным геймплеем, но разочаровала устаревшая графика на движке GoldSource, но после выхода Half Life 2, графику сразу же подправили. Кстати, игра до сих пор есть в стим, если хотите можете посмотреть на ранее творение Valve.
Создание Steam
Одним не менее знаменательным событием ещё до выхода Half Life 2 стал запуск сервиса Steam. Steam представили на Game Developers Conference 22 марта 2002 года. Он перевернул всю индустрию, ведь через него можно было продавать игры в цифре а не на дисках. Да и благодаря ему мы узнали о многих качественных инди проектах, от разработчиков которые не смогли найти издателя и так далее. Сейчас стим является обиталищем миллионов геймеров. Где они могут обofnmcz между собой, играть вместе, общаться а так же делится своим мнением о играх, и многое многое другое.
Развитие Half LIfe 2
Спустя некоторое время после выхода Half Life 2 разработчики объявили о том, что разрабатывают аддон под названием Aftermath, и он как бы должен был продолжать сюжет Half Life 2, однако ещё до релиза Valve решили разбить его на три отдельных эпизода, длиной по 2 - 3 часа прохождения. Первый из них вышел в 2006 году, но ничего собенного он принести не смог, просто это было крупное дополнение к игре, просто немного улучшили графику. Спустя год в 2007 выходит второй эпизод, вот он уже смог удивить игроков своими каст сценами, где был просто передоз экшона. Да и новые элементы геймплея завезли.
Второй эписоз попал в сборник Orange Box в котором была и оригинальная Half Life 2, и две другие совершенно новые игры. Одной из которой была уже ставшая легендой Portal.
Portal
Portal разрабатывался группой студентов из Института технологий DigPan. Однажды разработчики Portal устроили презентацию Valve. Гейбу так понравилась эта идея что он сразу же принял талантливых студентов на работу и выделил весьма приличный бюджет на разработку Portal.
Основа геймплея лежит на решении головоломок при помощи создания порталов. Кроме этого в игре был добавлен искусственный интеллект под названием GLaDOS. Игра пришла по вкусу миллионам геймеров по всему миру. И до сих пор является одной из лучших игр в жанре головоломок. Позже в 2011 году вышло продолжение Portal, под названием Portal 2. Который только увеличил популярность данной серии игр.
Team Fortrest 2
В 2007 году вышла Team Fortrest 2. Игра разрабывалась очень долго и успела претерпеть значительные изменения в самой концепции, правда основы игрового процесса не были тронуты. Главным изменением стала графика, она стала мультяшность, он был взят вместо обычного серьёзного стиля. После выхода в игре было всего 6 карт и очень мало оружия, но позже это всё было добавлено. Поэтому контента в игре хватает до сих пор.
Важные проекты
Позже было выпущено ещё множество игр, например Left 4 Dead, но о ней мне нечего сказать, так как я в неё даже не играл. Да и она не стала так популярна как их прошлые проекты.
В 2013 году Valve выпустили уже наверное ставшей легендой и самой популярной игрой в своём жанре и не только Dota 2. Сначала Dota была картой для Warcraft 3, но позже Valve как и с Counter Strike взяли идею и сделали из неё супер популярный проект.
В 2020 году вышло некое продолжение Half Life, под названием Half-Life: Alyx, но к сожалению вышел он только для VR, так что многие так и не смогли поиграть в данную игру.
Итог
О Valve можно говорить вечно и не только хорошее, но и плохое, ведь сейчас она только и делает что зарабатывает на игроках не выпуская новые игры. Но в первую очередь Valve это компания которая вывела игровую индустрию на новый уровень. Каждая игра студии становилась хитом и классикой своего жанра.