Найти тему
Сenturio

Кратко про анархизм

Жили-были да не тужили в Греции такие ребята, как софисты (около 365/360 гг. до н. э), посмотрели на тогдашнею греческую структуру власти и сказали, мол, вроде нормально, но так себе по сути - демократия не работает, автократия не даёт кудесить ( а Греки это любили) и подумали - а вот бы нам такой политический строй, где не было не было бы прямой эксплуатации народа властью ( на самом деле такой строй был и звался он охлократия - буквально переводиться как власть толпы, но видимо софисты не хотели устраивать полнейший ахтунг и просто прошли мимо его).
Времена проходили, софисты остались лежать камнями в почках истории, и вдруг их идеи решил вспомнить Жан-Жака Руссо. Великолепный мыслитель своего времени, создатель теории общественного договора. Основная его идея - это дать полноправную свободу морали человеку и препятствовать влиянию государства на эту самую свободу. Его тогда кстати, могли бы назвать шизоидом, если бы не ранние христиане, которые как раз такие взгляды и пропагандировали ( да- да, первых христиан можно назвать первыми анархистами). Ну короче идеи Руссо запомнили и через век появляется такой человек ,как Уильям Годвин. Его идеи были просты : общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым. Вот это всё можно назвать первой анархисткой догмой.

Потом, буквально через пол века появился такой человек, как Пьер-Жозеф Прудон. Его идеи таковы: Прудон доказывал, что собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было её обосновать.
Противоположность собственности составляет общность, но общность, согласно Прудону, есть такое же отрицание равенства, как и собственность, но только в противоположном смысле: собственность есть эксплуатация слабого сильным, общность есть эксплуатация сильного слабым; в собственности неравенство условий порождается силой, в общности его производит посредственность, оцениваемая одинаково с силой. Общность есть рабство, ибо она уничтожает свободное распоряжение способностями, и, если собственность порождает соревнование в приобретении благ, то общность порождает соревнование ленивых. Прудон считал, что труд должен быть для всех свободен, а свобода эта состоит в том, что все одинаково должны трудиться для общества.

При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию как "форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и так далее, должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть заменёнными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне"

Вообщем, очередняра против всего походного, за всё хорошее. Но считается, что он придумал идею анархисткой коммуны. Теперь перейдём к самому сладкому - к основным идеям .

1) Отсутствие принудительной власти - подразумевает, что в анархистском обществе один человек либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

2) Свобода от принуждения - предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться, по мысли анархистов, не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

3) Свобода ассоциаций - предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Вроде всё

Про Бакунина и других не буду писать, как и про разновидности анархизма —их хоть попой жуй да и мне лень если честно, я думаю суть ты, мой дорогой читатель, понял.

Надеюсь, тебе понравилось, до новых встреч.