Не жадничай, дай ему поиграть. Он тоже хочет. Ну, что ты такой жадный?
Знакомо?
⠀ Расскажу вам недавнюю историю. У моих сыновей абсолютно два одинаковых стула. Мы наклеили на них картинки, чтобы они могли их различать. И вот один стул Ванин, на нём много наклеек. А другой - Колин. И им очень важно сидеть именно на своём стуле.
⠀ Давайте будем честными. Мы с вами не будем просто так делиться вещами и деньгами, тем более, если нас кто-то будет заставлять это делать. Нам нужно научиться понимать, что у каждого ребёнка тоже есть свои личные вещи. И мы не вправе их отнимать, заставлять ребёнка «делиться». Учить о том, как можно делиться конфетой или игрушкой поменяться - нужно и хорошо, а заставлять в обязательном порядке - нет.
Ситуации нужно проигрывать дома, с другими детьми или с игрушками и показывать образцы фраз. Объяснить, что реакция может быть разной. Малыш сам делает выбор. И ему радостно, что он поделился. А может и не хотеть. В этом выбор ребёнка. А с нашей стороны уважение к его выбору.
⠀ Интересно, что ребёнок, которого не заставляли отдавать свои игрушки, сам гораздо лучше способен делиться и обмениваться ими с другими детьми уже к 3 годам.