Найти тему

Сила внушения, архетипы, коллективное бессознательное (Фрейд, Юнг, Бехтерев и мы с вами)

Автор картины на обложке: Иероним Босх
Автор картины на обложке: Иероним Босх

Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.

Почти невозможно ошибиться при утверждении о том, что почти каждый из нас (быть может, за самым редким исключением) находится во власти внушения, продиктованного архетипическим составляющим коллективного бессознательного.

Причем иной раз составляющая этого нуминозного опыта человечества столь велика, что наше невольное сопротивление внушению никак не может повлиять на сознание;

и тогда уже бессознательное практически полностью подчиняет нас своей силе.

Но так искусно, что большинство нисколько и не подозревает, чем продиктованы их те или иные поступки.

А само сопротивление, как таковое, становится бессильным, потому что, если человек не подозревает о оказываемом на него воздействии, то чему же он должен сопротивляться?

Все принимается им как должное. Да и вообще, в какой-то мере в том и значение бессознательного, что воздействие на человека происходит неосознанно.

И поступки совершенные им, как ему кажется, становятся возможны по его воле и согласию.

Вывести человека из подобного заблуждения практически невозможно. (Главным образом человека незнакомого с теорией глубинной психологии.) Нисколько не пытаясь в данном случае излишне вдаваться в понятие суггестии (внушения),

мы лишь позволим себе коснуться этого понятия в контексте связи внушения и бессознательного.

И тогда уже – в двух словах – напомним, что же представляет из себя т. н. коллективное бессознательное.

Как известно, теорию о коллективном бессознательном выдвинул Юнг. (Напомним, что разделение бессознательного на личное – коей придерживался З. Фрейд – и коллективное [Юнг] – было одной из причин расхождений этих двух гениальных ученых. Причем

в последних работах Фрейд все же признал существование коллективного бессознательного, назвав это филогенетическими схемами, или осадками.)

И т. н. коллективное бессознательное – не иначе как то, что можно понимать под опытом предков, опытом предшествующих поколений (своего рода – генетическая память).

Т. е. Юнг в некотором роде расширил понятие – содержание бессознательного. И все, что когда-либо было пережито (пройдено) поколениями людей – находится в нашем бессознательном.

Причем в случаях некоторых форм массового сосредоточения людей (при каких-либо обрядах, практически в неизменном виде дошедших до нас из прошлого) мы можем говорить о т. н. «подключении» к источнику массовой психики, коллективному бессознательному. Таким примером может служить церковь.

И сила суггестии в данном случае проявляется самым надлежащим образом, ибо, попадая в храм божий – каждый индивид не только получает возможность приобщиться к коллективному бессознательному, но и всецело подчиняется (вот вам и внушение!) заведенным нормам и порядкам.

И при этом вполне явно проявляется еще и психотерапевтическая роль нахождения индивида в церковном сообществе. Ибо в этом случае человек, слившийся с массовым, коллективным бессознательным, получает возможность изжить

(пусть только на время) свои страхи, беспокойства, волнения, состояние беспомощности. И проявляется так оттого, что в основной массе – индивидам легче быть вместе.

Спокойнее. И уже на знании этой особенности человеческой психики построены принципы управления массами, разработаны законы суггестии.

И сила внушения проявляется в той степени, насколько манипуляторам удается воздействовать на архетипы бессознательного, на те образы из мифологического прошлого, с которым каждый из нас себя ассоциирует.

И в этом нет ничего удивительного. Человеческая психика устроена таким образом, что находясь в массе (в толпе), человек получает возможность изжить свои страхи, чувствуя как бы защищенность со стороны себе подобных.

Вполне естественно следует, что за это он должен чем-то платить. Как раз такой платой и будет возможность подчинения тем механизмам и свойствам толпы,

о которых писали и Бехтерев, и Сикорский, и Лебон, и Фрейд… P.S. Мы только в общих чертах коснулись вопроса проявления внушения, приняв за основу возможность суггестии при некотором приобщении к коллективному бессознательному

(в котором, вероятно, происходит негласное кодирование при взаимодействии с «родственными» архетипами: отца, дитя, воина, матери и т. п.).

Однако вполне можно отыскать истоки [возможности] внушения и в ранних фазах развития, и в Эдиповом комплексе, находя и объясняя с помощью, например, развития того же чувства вины

(провоцируя подобное у «нужных» нам людей) возможности индивида к подчинению. Например, стремясь заглушить чувство вины – он, по всей видимости, будет стараться сделать то, что от него требуется

(своего рода наркотический эффект – стремление получить то, что требуется, чтобы побыстрее прекратить ломку).

И тогда уже в этом и во многом другом, как раз и кроется сила внушения и влияния его на индивида. А коллективное бессознательное можно рассматривать как одну из форм достижения подобного результата.

Сергей Зелинский

(чемпион мира, психотерапевт, автор 250 книг)