«Скоро в школу!» - у многих родителей сжимается сердце, когда они слышат эти слова. А если малыш идёт в школу в ПЕРВЫЙ РАЗ?!
Голова родителей забита множеством вопросов.
- Готов ли мой ребенок к школе?
- Хватит ли моему ребёнку усидчивости?
- Что делать, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?
- Учить ли ребенка чтению?
- В какую школу его отдать?
- Какую учебную программу выбрать? И чем программы отличаются друг от друга?
Маленькие истории, практические советы, ответы на вопросы родителей подготовят вас к возможным проблемным ситуациям, которые могут произойти с вашими детьми.
Вопрос от мамы Алины (6 лет).
До школы моя дочь не ходила в садик и почти всё время жила у бабушки и дедушки в деревне. Теперь я её забрала. До школы остался год. Понимаю, что моя дочь к школе не готова. Подскажите, что должен уметь и знать ребёнок, идущий в первый класс.
Отвечает логопед-психолог.
Общий кругозор
- Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает мама? Кем работает папа?
- У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
- У тебя есть друзья? Как их зовут?
- Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма.
- четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку)
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- · отгадывать загадки.
Математика, счет
· Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть.
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке, раскрашивайте или лепите их из пластилина.
Моторика, подготовка руки к письму
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, мелкий конструктор, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Окружающий мир
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать,
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы).
Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
Какие профессии ты знаешь?
Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Ты хочешь учиться в школе?
Зачем надо учиться?
Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
Физическое развитие.
- Играть в элементарные «подвижные» игры
с мячом;
настольный теннис;
бадминтон.
- Выполнять физические упражнения
под музыку;
в заданном темпе;
ритмично.
- Метать мяч правой и левой рукой (в цель), ловить мяч.
- Прыгать через скакалку.
Вопрос мамы Димы (6,5 лет)
Недавно прочитала список того что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в 1 класс. Что делать, если моему ребёнку до школы остался года, а он не может ответить на многие вопросы из этого списка?
Это лишь маленькая часть всего того, что должен знать и уметь Ваш ребёнок.
Ваша задача – не паниковать.
Не обязательно всё это у него должно получаться «на пять».
Спокойно и постепенно начинать с ребёнком постигать то, что он не знает и не умеет.
Не торопите ребёнка, учитывайте его настроение, желание, самочувствие.
6- 7 лет – это возраст игры, поэтому многие понятия, которые тяжело даются Вашему ребёнку, давайте через игры, образы близкие и доступные Вашему ребёнку.
«Познавайте» новое, когда гуляете, готовите, убираете. Вокруг вас прекрасный «дидактический материал».
Главное, что у вас есть желание подготовить своего ребёнка, быть с ним рядом в трудные и непонятные для него минуты жизни.