Найти тему

«Кованый металл». Часть 3.

Оглавление
Ю.А. Зимин-алтарник. Храм прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, Москва
Ю.А. Зимин-алтарник. Храм прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, Москва

Со стороны Церкви шло встречное движение: священнослужители принимали участие в организации кузнечных мероприятий. Благочинный церквей Балашихинского округа (впоследствии епископ Балашихинский) о.Николай Погребняк стал постоянным участником фестивалей в Музее кузнечной науки и техники, а игумен Амвросий (Шевчук), настоятель храма Св. Великомученика Никиты в деревне Бывалино Павлово-Посадского района Московской области, с помощью своего прихожанина кузнеца Игоря Чижова организовал собственный международный кузнечный фестиваль. Это начинание благословил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В наши дни на ежегодный Бывалинский международный фестиваль кузнечного искусства съезжаются мастера-кузнецы со всех регионов России, а также из Германии, Финляндии, Швеции и Израиля.

Такой интерес Церкви к кузнечному делу понятен и закономерен. Искусство огня и металла увлекает и сплачивает людей, поэтому может быть использовано для действенной проповеди добра и красоты. Когда на глазах изумленной публики у пылающего горна мастер гнет и рассекает раскаленный кусок металла, превращая его в цветы и узоры, это никого не может оставить равнодушным — ни детей, ни взрослых.

Кузнец-художник В.М. Марков
Кузнец-художник В.М. Марков

С годами многие кузнецы достигли выдающихся успехов. Кузнец-художник Владимир Марков вошел в десятку лучших кузнецов мира, кузнец Валерий Галкин стал Народным художником и членом Российской Академии художеств, Валентин Воробьев — Заслуженным художником РФ, а Николай Фирстов (праправнук легендарного тульского мастера Тычки, прототипа лесковского Левши, выковавший оружие викингов для советско-норвежского исторического боевика «И на камнях растут деревья», 1985 г.) получил Государственную премию.

В наши дни сфера применения художественной ковки необычайно расширилась, но и сегодня благоукрашение православных храмов остается одним из наиболее значимых направлений кузнечного искусства. Кузнецы интенсивно сотрудничают с иконописцами и архитекторами. Вместе они создают иконостасы, аналои, ковчеги и сени над мощами святых. С кузнецами работают корифеи иконописи архимандрит Зинон (Теодор) и Ирина Зарон. Создаются утонченные композиции на евангельские и духовные темы (московский кузнец-художник Владимир Сидоренко).

В.В. Сидоренко. Святитель
В.В. Сидоренко. Святитель
В.В. Сидоренко. Ангел
В.В. Сидоренко. Ангел

Необходимо отметить, что у кузнецов-художников, архитекторов и иконописцев общие проблемы. Главная беда современного церковного искусства — удручающее засилье продукции «Софрино», безликой красивости с гламурным оттенком и мещанской безвкусицы. Когда иконостасы и напольные киоты напоминают резной прабабушкин комод, а иконы весьма условно можно назвать священными изображениями, о каком искусстве может идти речь? Но именно такое «искусство» чаще всего вызывает одобрение заказчиков и мление благочестивых прихожан. 

 В этой ситуации огромное значение приобретают примеры подлинного мастерства. К счастью, они есть в кузнечном деле. Безусловными шедеврами остаются работы Всеволода Смирнова, создававшего прапоры, кресты и кованные ворота для церковных и гражданских зданий Пскова, Москвы и Санкт-Петербурга, посольства в Вашингтоне и консульства на архипелаге Шпицберген, а также монументальные памятники — могилу Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы Александра Невского на Чудском озере и надгробие на могиле поэтессы Анны Ахматовой. Изумительным чувством стиля отличаются церковные работы Валерия Галкина и Владимира Маркова.

В.М. Марков. Трон Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира
В.М. Марков. Трон Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира
В.М. Марков. Семисвечник
В.М. Марков. Семисвечник

Кузнечные фестивали и праздники уже давно стали частью культурной жизни нашей страны. Их популярность растет — они проводятся по всей России от Санкт-Петербурга до Магадана, от Архангельска до Херсонеса. В наши дни успешно работает множество профессиональных объединений кузнецов-художников — гильдий, союзов и фирм. Продолжают свою работу и «детища» Ю.А. Зимина и А.Г. Навроцкого — Союз Кузнецов России и Российская Кузнечная Академия. Это не может не радовать!

Недавно Президентом Союза Кузнецов России была избрана заведующая кафедрой «Художественный металл» МГХПА им. С.Г. Строганова Мария Геннадиевна Круглова. Появилась надежда, что студенты-строгановцы и рядовые члены Союза Кузнецов достигнут уровня лучших образцов кузнечного искусства и смогут участвовать в самых престижных международных выставках. Союз Кузнецов России проводит десятки международных, всероссийских и региональных мероприятий в год, участвует в фестивале «Путешествие в Рождество» в центре Москвы и зарубежных конференциях. Одно из направлений деятельности Межрегиональной общественной организации «Союз Кузнецов» — помощь Церкви.

Кузнецы, как правило, «мыслят руками». Для них необычайно важно увидеть и потрогать работы своих коллег. Такая возможность у них сейчас есть на выставках и фестивалях. Но, к сожалению, объединивший их общественный Музей кузнечной науки и техники, составивший целую эпоху в кузнечном деле, был закрыт в 2011 г. по независящим от кузнецов обстоятельствам (часть его коллекций перешла в запасники Историко-краеведческого музея города Балашиха). Закрытие музея в Салтыковке стало для кузнечного сообщества серьезным испытанием и большой проблемой.

Главная сложность современного кузнечного сообщества — это отсутствие крупного общедоступного профессионального музея в столичном регионе, который мог бы сохранять и демонстрировать эталонные шедевры мастерства. Попытка сохранить лучшие работы отечественных мастеров сейчас предпринимается только частными музеями кузнечного искусства — музеем «Русский Левша» (Санкт-Петербург, руководитель — Татьяна Ковша), музеем «Железное царство» Валентина Воробьева (деревня Коростово в Подмосковье), музеем «Псковский кузнечный двор» Евгения Вагина (Псков) и музеем «Тальцы» Валерия Кондратьева (Иркутск).

А.Г. Навроцкий
А.Г. Навроцкий

В настоящее время Союз Кузнецов ведет большую подготовительную работу по созданию нового кузнечного музея. Основной задачей музея Союза Кузнецов будет показ истории возрождения кузнечного искусства в России и определение дальнейших перспектив использования художественной ковки.

Что хотелось бы пожелать кузнечному сообществу нашей страны? От всего сердца желаем ему сохранить верность духовно-нравственным традициям и высоким эстетическим идеалам, связанным с именами «отцов основателей» — Юрия Анатольевича Зимина и Александра Георгиевича Навроцкого. Сохранить любовь к Родине и высоко держать знамя подлинного искусства необычайно важно в наше растленное торгашеством и безответственностью время.

ЮРЬЕВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.

-8

Искусствовед, художник-график, дизайнер. 

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.

Родился 27 декабря 1970 г. в Москве в семье ученых и деятелей искусства.

Внучатый племянник капитана 1 ранга Сергея Федоровича Юрьева, художника-моделиста, родоначальника советской школы судомоделизма.

Внук профессора МВТУ Анатолия Ивановича Зимина, основоположника отечественной научной школы кузнечно-прессового машиностроения.

Племянник профессора Юрия Анатольевича Зимина, первого Президента Союза Кузнецов СССР и России.

В 1983-1998 гг. экскурсовод, оформитель экспозиций и хранитель Музея кузнечной науки и техники, член Учредительного съезда и куратор выставок Союза Кузнецов.

В 2000-2008 гг. художник-график компании «Afrus-Diamonite», занимавшейся проектированием и монтажом авиаинтерьера самолета ИЛ-96-300 Президента России В.В. Путина.

С 2018 г. почетный член Российской Кузнечной Академии.

Лауреат Международной промышленной выставки МЕТАЛЛ-ЭКСПО-2019 (Серебряная медаль, совместно с профессором В.П. Чекаловым) за издание книги «Жизнь, отданная кузнечному искусству».

Ветеран возрождения храма Св. Вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках, что на Лубянке, г. Москвы, памятника архитектуры Федерального значения.