Найти в Дзене
От места к месту

Какие города могли быть сегодня столицами Аргентины?

Оглавление

Парана

Первое поселение на месте города Параны возникло в XVI веке на левом берегу одноимённой реки: тогда часть жителей города Санта-Фе переселилась с правого берега реки Параны. С самого начала Парана играла роль спутника Санта-Фе и, казалось, должна была всегда оставаться в его тени.

Ситуация изменилась, когда Аргентина отделилась от колониальной системы Испании и стала независимой. Власти нового государства изменили сетку административно-территориального деления и организовали новые регионы (провинции). С начала XIX века города Санта-Фе и Парана – центры двух аргентинских провинций (Санта-Фе и Энтре-Риос), разделённые одной, но довольно крупной рекой. Парана перестала быть спутником, превратившись в близнеца и партнёра Санта-Фе (если судить по административному статусу и новым социально-экономическим связям городов).

В 1831 году Аргентина официально является Аргентинской Конфедерацией. Это имя было закреплено новой конституцией государства и существовало до 1861 года. Хотя в этот период Аргентина, если говорить о её государственном устройстве, была скорее федеративной республикой, нежели конфедеративным государством. Новым порядкам противились многие политики Буэнос-Айреса. По их представлениям, Аргентина должна быть унитарным государством, в котором решающую роль играл бы, разумеется, Буэнос-Айрес.

В 1853 году унитаристы захватили аргентинский мегаполис, когда Уркиса – президент Аргентинской Конфедерации и главный федералист – временно отлучился из Буэнос-Айреса. Провинция Буэнос-Айрес была отделена унитаристами от Аргентины и объявлена суверенным государством. Поскольку прежняя столица вышла из-под контроля федералистов, нужно было срочно искать другой город, в котором бы размещался административный и политический штаб Конфедерации. Выбор пал на Парану – ближайший к Буэнос-Айресу центр провинции.

Благодаря высокому статусу Парана в середине XIX века пережила быстрый рост населения, промышленности и отрасли услуг. Возможно, этот город со временем превратился бы во "второй Буэнос-Айрес". Но всё то время, пока Парана была столицей, между федералистами и унитаристами существовало военное противостояние. В 1861 году Буэнос-Айрес в битве при Павоне разбил войска Конфедерации, после чего вернулся в состав Аргентины и вновь стал столицей. Парана тотчас стала заштатным городом, хотя статус провинциального центра в 1883 году ей всё же возвратили.

Вьедма

Первое поселение с фортом на месте современной Вьедмы основал в 1779 году испанский исследователь-натуралист Франсиско де Вьедма. Путешественник назвал это местечко в честь Девы Милосердия (Virgen de la Merced) – Мерседес-де-Патагонес (поскольку основал его в день памяти христианской святой, 22 апреля). Слово "Патагонес" указывает на положение города в Патагонии. Впоследствии город был переименован в честь самого путешественника и стал главным городом провинции Рио-Негро.

В отличие от Параны, Вьедма никогда не была столицей государства. Однако в 1980-е годы – когда Аргентиной правил Рауль Альфонсина – руководство страны всерьёз было озабочено проблемами крайнего юга страны (в том числе провинции Рио-Негро), его отставанием в социально-экономическом развитии. В то же время Буэнос-Айрес страдал от перенаселённости и перегруженности дорог.

Тогда же президент предложил перенести столицу далеко на юг, но поближе к проблемным регионам. По этому замыслу, государственные чиновники больше бы обращали на проблемы Патагонии, а от Буэнос-Айреса отвели бы потоки переселенцев из провинций, стремящихся стать жителями столичного города. Правда, перенос для государственной казны обошёлся бы в круглую сумму – около 50 млрд. $, если верить подсчётам Банка аргентинской нации. Экономический кризис, вскоре захлестнувший Аргентину, и последовавшая отставка Альфонсины перечеркнули все планы по переносу. В дальнейшем к этой идее политики Аргентины больше не возвращались.