Найти тему

Синдром Ефремова.

Хоть меня и не спрашивал никто, но я хочу объяснить синдром Ефремова.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Совершать зло непросто. Стать Бармалеем тяжело для стандартной человеческой психики.

Возьмите русского руководителя. Часто он не может оштрафовать, уволить или иначе наказать подчиненного до момента, пока по настоящему не разозлится.

Макиавелли писал про Пацци, которые покушались на Медичи. Чтобы совершить убийство, убийца выкрикнул оскорбления ровно за секунду до нанесения смертельного удара ножом, чтобы взбодрить себя для решимости или для окаянства (по Пруткову). И покушение потому провалилось.

Какая-то сила сдерживает обычного человека от нанесения ущерба другому. Чаще всего - это страх возмездия, в том числе и кармического. Что говорить о том случае, когда зло в виде нанесения смерти вышло случайно.

Компенсаторные механизмы психики ищут оправдание. Обычному человеку со слабой, а скорее стандартной, силой духа тяжело мучиться чувством вины. Он себя обязательно должен простить. Нетренированный в блудняках внутренний актёрский цензор пытается нейтрализовать вину разными оправданиями, которые индивид находит иногда в причудливых извращённых формах. Потому он вцепляется в любую, даже инопланетную версию причин своего поступка, а память начинает подгонять свои файлы под новую парадигму. Любой полицейский расскажет, как работает свидетельская память, например.

Таким образом, ни один «злодей» со временем, а некоторые и сразу, совершенно не считает себя таковым. И не стоит стремиться дать этому явлению привычную оценку "хорошо" или "плохо". Это так. Точка.

Добавим оттенков из палитры актёрского характера, когда годами психика натаскивается на поиск страданий, чувств и эмоций там, где их сложно вынуть обывателю. Некоторые вполне могут испытывать сложности с самоидентификацией по причине актёрской профессии и большого количества погружений в "чужое тело". Это нестабильные в реальной жизни личности, подверженные эмоциям, которые для великих мужей являются слабостью и непозволительной роскошью.

Как говорит В. Тарасов: «Невыносимо жить рядом со свидетелем своего морального падения». Расширяем смысл фразы до широкого общественного освидетельствования морального падения и последующего усиленного компенсаторного механизма «невинного» (читай - случайного) злодея.

И сюда же относим аксиому - «От высокой морали до полной аморальности один шаг».

Так что для нас с Вами, коллеги, для бизнесменов, психологов, социальных технологов явилась яркая иллюстрация классического шаблона поведения случайного и/или умышленного «злодея».

Какие выводы?

Если и есть злодей, то гарантированно он таковым себя не считает. Вот постулат, который должен лечь в основу стратегии в отношении обидчика. Бесполезно убеждать его в его аморальности. Таких целей не стоит ставить. Это провал.

Ещё напомню один китайский совет: «Покажи врагу дорогу к жизни».

Это значит, что если Ваш злодей по Вашему плану должен проиграть или быть наказан, то удобоваримый для его психики/статуса сценарий наказания должен быть разработан и предложен Вами, как бы Вас ни лихорадило.

Больше рассуждений в телеграмм-канале.