Найти тему
Даруль Фикр

Акыда саляфов VS акыда псевдосалафитов. Часть 4.

Псевдосалафиты - антропоморфисты?
Псевдосалафиты - антропоморфисты?

Ещё один имам из саляфов Абу Исхак Ибрахим аз-Заджадж аль-Багдади (241 – 311 гг. х.)

Хатыб аль-Багдади отозвался о нем так:

«Он был достойным и набожным человеком с верной акыдой, шедший похвальным путем» («Тарих Багдад», 6/87).

Имам Абу Исхак аз-Заджадж сказал в книге «Тафсир асмаиллях аль-хусна» (с. 46): ⠀

العظيم: المعظَّم, في صفة الله تعالى يفيد عِظَمَ الشأن والسلطان, وليس المراد به وصفه بِعِظَم الأجزاء, لأن ذلك من صفات المخلوقين, تعالى الله عن ذلك علواً كبيراً.
«Аль-Азым, аль-Муаззым – эти качества Аллаха означают величие Его достоинства и власти, но не имеется ввиду описание Его величиной частей, ведь это качество творений, Аллах намного выше всего этого».

Также аз-Заджадж сказал (с. 50), толкуя имя Аллаха «аль-Джалиль»:⠀

والوجه الآخر أن يكون المراد به عظم الجثة, وكثرة الأجزاء, وهذا لا يجوز على الله –سبحانه
«Один из смыслов этого, в телесной величине и большом количестве частей, но все это невозможно в отношении Аллаха».

Также аз-Заджадж сказал (с. 60):

وليس المرادُ بالعلوِّ ارتفاعُ المحلِّ, لأنَّ اللهَ تعالى يجلُّ عن المحلِّ والمكانِ, وإنما العلوُّ علوُّ الشأْنِ وارتفاعُ السلطانِ ويؤكد الْوَجْه الآخر قَوْله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم فِي دُعَائِهِ (أَنْت الظَّاهِر فَلَيْسَ فَوْقك شَيْء وَأَنت الْبَاطِن فَلَيْسَ دُونك شَيْء)
«Под возвышенностью Творца не имеется виду возвышенность места, потому что Всевышний Аллах выше того, чтобы Он занимал место. Это возвышенность есть возвышенность достоинства и власти. Усиливает последнюю позицию слова Пророка ﷺ в его мольбе: “Ты Явный, нет над Тобой ничего, Ты Скрытый, нет под Тобой ничего” (Муслим)».

А теперь посмотрим, что говорит ваххабитский шейх Мухаммад Халиль Харас:

ومن أثبت الأصابع لله تعالى, فكيف ينفي عنه اليد, والأصابع "جزءٌ" من اليد
«Как может отвергать наличие руки у Аллаха тот, кто утверждает, что Он имеет пальцы? Ведь пальцы являются частью руки!». (Примечаниях к «Китаб Таухид», Ибн Хузеймы, стр. 89)

Наглядный пример того, что для ваххабитских шейхов сифаты «йад», «айн», «ваджх» являются конечностями для Всевышнего. Поэтому они так упорно обвиняют тех саляфов, которые отрицали телесность и части тела.

Это ли акыда праведных саляфов? Нет, это акыда антропоморфистов (муджассима)!

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.