Сестра Светлана, или Петербургские воспоминания. Трилогия.
Памяти моей духовной сестры и матери Клюквиной Светланы Олеговны (1951-2001) посвящается.
Часть первая - Воспоминания о паломнической поездке на Валаам в последних числах сентября 1999 года.
Часть вторая - "ОТ МОРЯ БАЛТИЙСКОГО – ДО МОРЯ ЧЕРНОГО,ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ О БОЛЬШОМ КРЕСТНОМ ХОДЕ ЕГО УЧАСТНИКА" - опубликована в октябре 2015 года тиражом 103 экземпляра. Книга прошла рецензию Издательского Совета РПЦ и получила номер ИС.
Часть третья - посвящена паломническим поездкам по Русскому Северо-Западу (Санкт-Петербург и окрестности) в 1999 году.
На читательский суд предлагаю вторую часть трилогии: "ОТ МОРЯ БАЛТИЙСКОГО – ДО МОРЯ ЧЕРНОГО,ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ О БОЛЬШОМ КРЕСТНОМ ХОДЕ ЕГО УЧАСТНИКА"
Вместо предисловия
Автор в 1999-2000 г.г. проживал в городе Санкт-Петербурге. Первую половину этого периода он послушался (трудился во славу Божию) на Успенском подворье монастыря Оптина Пустынь, которое находится на Васильевском острове. Именно в те дни он и познакомился со Светланой Олеговной Клюквиной, которая в течении длительного времени (примерно год) была гостиничной при Подворье, т.е. в ее обязанности входило прием и размещение групп паломников.
Часто она сама возила в качестве гида паломнические группы по разным местам Русской земли – от кавказских Минеральных Вод до Соловков. Работа на Подворье никак не помешала пишущему эти строки совершать паломничество: Вырица, Псково-Печерский монастырь, Тервеничи (это в Ленинградской области), Петродворец, Царское Село, Валаам, Кронштадт…И большинство этих поездок прошло под руководством Светланы Олеговны как экскурсовода. Знакомство произошло при поездке в Вырицу в Лазареву субботу (3 апреля) 1999 года, еще до прославления великого молитвенника России Серафима Вырицкого. Однако, автор желает рассказать о другой поездке, в которой участвовал вместе с рабой Божией Фотинией, о Крестном ходе «Спасем Россию от абортов», который имел место быть во второй половине 99-го года.
СПАСЕМ РОССИЮ ОТ АБОРТОВ!
Начало было положено в августе-месяце в г. Минеральные Воды около места упокоения св. Феодосия Кавказского. По замыслу организаторов участники должны были за 40 дней проехать по кругу следующим маршрутом: Дивеево – Санаксары – Сергиев Посад – Москва – Петербург – Печоры – далее святые места Белоруссии и Украины (Полоцк, Киев, Почаев, Одесса). Возвращение было запланировано в пункт отправления - Минеральные Воды.
Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Господу было угодно, чтобы Крестный ход завершился через три месяца и маршрут частично был изменен в той части, что на территории двух других славянских стран – Белоруссии и Украины. Старшим был монах по имени Моисей (в миру - известный врач, делавший операции в абортариях), послушавшийся в одном из украинских монастырей.
ОКТЯБРЬ 1999 года.
1 октября участники Крестного хода прибыли в Санкт-Петербург. К этому времени Светлана Олеговна уже не работала на Подворье, а занималась экскурсоводческой деятельностью. Она присоединилась к участникам, что нередко случалось в истории, скажем так, этого Крестного хода.
Поскольку я подумывал об уходе с Успенского Подворья и возвращении в мир, то она (Фотиния) уговаривала меня ехать с ними. Поначалу я отказывался, мотивируя тем, что только что вернулся с Валаама. Однако в душе появилось еще больше сомнений…
Утром 3-его числа Фотиния сказала мне: «Сегодня мы последний день в Питере. Решай сам. Если решишься, то…с десяти до двенадцати часов вечера автобус будет стоять возле Александро-Невской Лавры, ты узнаешь его».
ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКА: ДНЕВНИК СОБЫТИЙ.
Я все-таки решился. Отработав рабочий день на кухне, где я послушался (смена была трое суток через трое), я тихонько исчез в направлении метро. Сердце бешено стучало в груди, я все еще сомневался в правильности своего поступка. И вот через двадцать минут я был на площади Александра Невского, рядом с Лаврой.
Была прохладная ночь. Шел двенадцатый час. Немножко меня смутило большое количество людей возле автобуса. Когда я увидел рабу Божию Светлану, а ее лицо как всегда сияло, то мне полегчало. Через несколько минут я сел в автобус и крепко уснул.
4 октября, понедельник. Проснулся около шести утра. Приехали в маленький городок Опочка, что на юго-западе Псковской области. Питер остался далеко позади. Рано утром проезжали Псков и я спросонок разглядел одним глазом башни местного Кремля… В Опочке подъехали к воротам большой и красивой церкви. Светлана Олеговна сказала, что приехали. Храм посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Настоятель – отец Александр.
Да простит меня Господь, мне по началу показалось странным, что Моисей заставляет делать по сорок земных поклонов и молиться долго. Потом я узнал, что все участники Крестного хода были благословлены вымаливать души младенцев, убиенных в утробе матери (т.е. жертв абортов) на всем пути следования и по мере возможностей причащаться каждый день (меня участь сия миновала, так как я тогда был отлучен от таинства Причастия, о чем сначала сказал Фотинии, а затем и Моисею).
Нас покормили, а потом пригласили в городскую баню. Несколько человек решили остаться. В их числе пожилая монахиня – матушка Ксения со Ставрополья, Светлана Олеговна, еще одна матушка из мирских, и я. Вернулся автобус уже вечером, через несколько часов.
У батюшки было семеро детей и крепкое хозяйство. Матушка рассказывала нам о том, какое у них житие-бытие…Славны дела Твои, Господи! Слава Богу за все!
Вечером, перед закатом солнца, некоторые ходили на местную достопримечательность. Здесь находится Опочинский вал, где в 1410 году было большое сражение.
5 октября, вторник. Почти весь день пробыли в Покровской церкви. Некоторые возроптали: почему, мол, так долго на одном месте. Какая от нас польза, мол, больше едим, спим, чем молимся. И так далее.
По этому поводу кто-то из числа присутствующих вспомнил 40-летние скитания евреев по пустыне, которых вел Моисей, и которые все эти годы сбивались с истинного пути, впадая в грехи и искушая других.
В перерывах между молитвами мы (те, кто ехал в автобусе) успевали ругаться друг с другом и создавать даже какие-то группировки. Этим самым хочу сказать, что единства не было.
Также было благословение собирать милостыню и пожертвования для восстановления монастырей и строительства новых. Помнится, один раз кто-то пожертвовал даже доллар.
Моисей старался сглаживать «острые углы», напоминая о страхе Божием, о Страшном Суде и рассказывая различные истории из житий святых последних времен.
Вечером мы собрались на главной площади г.Опочки с песнопениями и молитвами об упокоении душ загубленных младенцев. Многие горожане, особенно молодые, подходили к нам. Им давали на память иконку и листовку православного характера. Было много милиции, которая «ввиду большого скопления народа» поддерживала правопорядок.
Вернулись к дому отца Александра радостные и с хорошим настроением. Ночевали в автобусе и чуть свет тронулись в путь. (ночлег в Пскове, в храме св. Александра Невского, территория военного городка).
6 октября, среда. Утро началось с Литургии в Псково-Печерском монастыре. Здесь я уже второй раз. Первый был 6 июня – в день двухсотлетнего юбилея А.С.Пушкина. Народу – полным-полно. Еле протиснулись. Скоро почувствовал, что начинаю задыхаться. Словно кто-то душил меня. Когда стало невмоготу – вышел на несколько минут из храма, подышал воздухом.
Вернулся на Литургию. Вдруг подошел ко мне незнакомец и протягивает просфору. И быстро-быстро отошел куда-то вперед. «Слава Богу», - подумал я.
Пошел искать святую воду. А там бабульки сидят.
- А вода освященная? – спрашиваю.
- По вере вашей да будет вам. Пей, - ответила матушка, протиравшая подсвечники.
Полегчало. С утра была какая-то слабость, а тут она исчезла, на душе хорошо стало. Исповедался. Настроение совсем поднялось.
После службы нас покормили как паломников, сводили в пещеры. Времени уже далеко зав полдень. Моисей зовет в автобус.
Проходя мимо кареты Анны Иоанновны, что стоит вдоль каменистой дороги, ведущей от входа в комплекс монастыря к главному храму, поравнялся с Фотинией. Часто, очень часто Светлана Олеговна уговаривала меня посвятить свою жизнь Господу. так было и когда я работал на Подворье, так было и после. И на этой каменистой дороге вновь зашел разговор…
Следующей обителью на нашем пути стал Святогорский мужской монастырь, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин, его родители и другие представители рода Пушкиных-Ганнибал. Здесь мы пробыли чуть больше часа.
- Жаль, что не попадем в Выбуту, к княгине Ольге, - сказала Света (С.О.Клюквина – Прим. авт.), как я ее называл.
Неожиданно решили вернуться в Опочку: один человек решил вернуться домой. Приехали, когда было уже темно. Здесь пробыли часа полтора. Отец Александр уже спал. Вышли из автобуса подышать воздухом…
- Едем в Смоленск, - сказал монах Моисей.
Ночью дважды пересекали белорусскую границу: при выезде из России и въезде. Проезжали Витебск, огни которого разбудили меня на несколько минут. Планировалась поездка в Полоцк, к св. Евфросинии Полоцкой, но Господь скорректировал наши планы.
7 октября, четверг. Весь день провели в городе Смоленске. Утром подъехали к кафедральному собору. Своей красотой и великолепием храмовый комплекс меня поразил. Особенно внутри. Возникло ощущение, что находишься где-то далеко-далеко от грешного и суетного мира…
После Литургии была экскурсия по собору, в ходе которой батюшка (имя которого, к сожалению, запамятовал) очень подробно рассказал об истории храма и об истории большинства икон в нем. Затем нас пригласили на трапезу. Поскольку нас было много – человек тридцать, то обедали в две смены. Пока первая трапезничала, вторая пела «Богородице, Дево, радуйся» неподалеку от хозяйственных построек, которые нам тоже показали.
Потом ходили на источник св. Николая Чудотворца, что метрах в пятидесяти от собора. Набрали воды. Некоторые хотели искупаться, однако погода к этому не располагала, а также тот факт, что среди участников Крестного хода были, как мужчины, так и женщины. Последних, конечно, было больше.
Отсюда хорошо просматривались башни Смоленского Кремля. А метрах в двухсот пятидесяти еще одна маленькая церковь. Если не ошибаюсь, то во имя св.Николая чудотворца. Эту церковь нам тоже показали и рассказали о ней.
На память о посещении собора подарена нам Свято-Крестовская икона Божией Матери, которую видели на небе среди бела дня в 1995 году в городе Буденновске (старое название – г.Святой Крест) во время известного налета боевиков-террористов на больницу.
Поехали в сторону вокзала. Старший Крестного хода, монах Моисей, напомнил, что «здесь еще Россия. И кто хочет, тот может остаться». Кстати, те, кто присоединился к группе в Петербурге, были благословлены на поездку только до Печор. Половина питерских так и поступила. Трое – Светлана Олеговна, раба Божия Лариса и я - остались. Впрочем, слова Моисея на меня произвели впечатление. Из документов у меня были просроченный профсоюзный билет (еще со студенческих времен) и справка с места работы (Успенского Подворья Оптиной Пустыни). Паспорт остался на Подворье.
- Света, я возвращаюсь. Без документов меня через границу не пропустят. – сказал я.
- Молись Господу и Он покроет тебя. Когда ты еще увидишь Киев и Чернигов? – был ответ.
Действительно, так и произошло вскоре. Как же маловерен бывает человек.
Здесь, около вокзала, я встретил одного водителя, который однажды привозил паломников на Подворье. Воистину, мир тесен!
Смоленск оказался очень гостеприимным городом. Около вышеупомянутого вокзала находится церковь во имя св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Была экскурсия и трапеза.
Один или два человека решили отсоединиться от группы. На Украину они не поехали. Город Смоленск произвел на меня сильное впечатление. Чем-то отличается он от других городов. Особенный какой-то. Через несколько дней Смоленская икона Божией Матери спасла меня от ареста. Об этом чуть позже.
Продолжение - в следующей публикации.