Найти в Дзене
От ума/Без ума

Как в 19 веке художники изменили восприятие тела?

Мы знаем прерафаэлитов, как людей, которые «проиллюстрировали» произведения Шекспира и английские легенды и создали «типично английский пейзаж». Сегодня я хочу рассказать о том, как братство художников-прерафаэлитов повлияло на тело и гендер в искусстве.

Терминологическая дребедень

Во-первых, важно уяснить для себя, что значит «гендер».

Гендер — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и феминности. Под гендером могут признаваться как гендерная идентичность и ориентация, так и социальные установки и роли для мужчин и женщин.

Тема гендера неразрывно связана с изображением обнаженного тела в искусстве: как должны выглядеть мужчины и женщины?

"Pippa Passes" Elizabeth Eleanor Siddal
"Pippa Passes" Elizabeth Eleanor Siddal

При чем важно помнить о том, что есть «голое» тело и «обнаженное». Художнику вожно было научиться их изображать, так сказать, в нужном месте и в нужное время.

Женщины часто изображались в позах девушек с античных статуй, они не были лишены чувственности и эротизма. Вслед за обнаженным женским телом появилось и мужское (также сделанное на подобие древнегреческой статуи).

Ребекка Соломон "Любовное письмо"
Ребекка Соломон "Любовное письмо"

Тут все предельно легко и ясно: женщина — изящна и чувственна, мужчина — героичен и храбр. А потом пришли прерафаэлиты и все изменили.

Роль мужчины и женщины

Викторианские художники видели в женщине всего две роли: либо святая (Дева Мария) либо грешница (Мария Магдалина). Часты были сюжеты на восточную тематику, изображавшие невольничий рынок или гарем. Эти роли, отведенные женщине Академией художеств мало отличались от ролей, предписанных Викторианским обществом.

Люси Мэддокс Браун "Дуэт" ( идеальная картина по мнению Данте Габриэля Россетти)
Люси Мэддокс Браун "Дуэт" ( идеальная картина по мнению Данте Габриэля Россетти)

Женщина -ангел, хранительница домашнего очага, примерная и верная жена, добрая мать — это все о «святой», хорошей женщине. Любовница, соблазнительница, падшая женщина, которую нужно спасать из грязи и нищеты, — все это (как ни странно) не более редкие сюжеты. Прерафаэлиты посчитали эти рамки слишком узкими и переосмыслили стереотипы о женщине и мужчине.

Кто есть кто, и почему такой скандал?

Почему картины братства так шокировали публику? Слишком реалистичные изображения ангелов и святых, слишком яркие краски и, конечно же, образы мужчин и женщин (последних, в особенности).

From Bluebell Hill, Rosa Brett
From Bluebell Hill, Rosa Brett

В кругу самих прерафаэлитов поддерживается идея о равенстве женщин и мужчин, в том числе и в творчестве. Именно во время существования прерафаэлитского братства появилось так много женщин-художниц, а также увеличилось количество женщин-профессоров в Академии Искусств.

Прерафаэлиты ставят героинь в разные ситуации. Здесь нет устоявшихся двух образов, а наблюдается смешение, переплетение, новаторство.

Ребекка Соломон "Гувернантка"
Ребекка Соломон "Гувернантка"

Женская красота преподносится не как священная — она сексуализируется. Чувственность и таинственность (так похожие на черты древнегреческой богини) могут быть разрушительны, фатальны, дьявольски опасны. Существует и обратное. Например, картина У. Х. Ханта «Пробуждающийся стыд».

Перед нами, казалось бы, типичная «падшаяя женщина». Но образ героини глубже. Она осознает, что ее жизнь идет не так, как ей хотелось бы, девушка порывается встать с колен любовника. Она готова взять судьбу в свои руки.

У. Хант "Пробудившийся стыд"
У. Хант "Пробудившийся стыд"

Таким образом, женщина может быть страстной и при этом благородной (например, Офелия), но она также может быть жената и быть плохой матерью и неверной женой (эта грустная картина часто встречается в остросоциальных картинах). Никто из художников не оправдывает измен и безнравственного поведения, но важен сам факт того, как прерафаэлиты ломают все шаблоны, так тщательно созданные Академией художеств.

Мужчин на картинах эта революция не обошла стороной. Они часто сражены, повержены женской красотой, а любовь может сломать им жизнь. Часто художники феминизируют мужское тело: оно становится более вытянутым, изящным, тонким.

Эдвард-Коли Бёрн-Джонс. «Персей и Андромеда»
Эдвард-Коли Бёрн-Джонс. «Персей и Андромеда»

Так и получился скандал: из-за сексуальности женского тела и андрогинности мужского. Прерафаэлитизм сыграл важную роль в переосмыслении гендерных ролей и дал возможность многим женщинам воплотить в жизнь свою мечту о рисовании и скульптуре.

Если вам было интересно, то прочитайте о «роковой женщине» с полотен прерафаэлитов, или, если вы любите английские легенды, здесь я расскажу о смысле картин, написанных на один из сюжетов из жизни короля Артура.

Навигация по каналу для тех, кто любит искусство! Заходите, здесь все разделено по темам и рубрикам!