Найти в Дзене

«Кованый металл». Часть 2.

С конца 1980-х гг. кузнечные мероприятия, конференции и форумы получили постоянное информационное обеспечение. Они освещались в замечательных периодических изданиях — журнале «Металлург» и альманахе «Художественный металл. Традиции и современность» (Москва, главный редактор — О.Н. Новоселова) и журнале «Мир металла» (Санкт-Петербург). Эти журналы сыграли огромную роль в деле развития современной художественной ковки.

Тридцать лет прошло с момента создания Союза Кузнецов, поэтому сейчас сложно представить себе накал того восторга, который появился в обществе во время проведения первых кузнечных встреч! Конец 1980-х – начало 1990-х гг. были временем подлинного возрождения! Кузнечное ремесло вышло из подполья. Советский идеологический диктат, запрещавший частную деловую инициативу и ремесленничество в СССР, дал трещину, а потом исчез. Кузнецы-художники расправили крылья и начали свободно творить. 

Фотография советско-индийского космического экипажа с дарственной надписью Елизавете Константиновне Зиминой и Музею кузнечной науки и техники. 1984 г.
Фотография советско-индийского космического экипажа с дарственной надписью Елизавете Константиновне Зиминой и Музею кузнечной науки и техники. 1984 г.

Культурная и деловая активность кузнецов-художников получила широкое признание. Приветствия участникам первых фестивалей, Музею кузнечной науки и техники и Союзу Кузнецов присылали академики, директора крупнейших институтов и заводов, выдающиеся деятели культуры и науки. Среди этих приветствий особо бы хотелось отметить отзывы советско-индийского космического экипажа, космонавтов В.Д. Зудова, Г.М. Гречко и А.Н. Березового, писателя Даниила Гранина и академика Бориса Раушенбаха, легендарного сотрудника Королевского КБ, физика-механика, искусствоведа и богослова, который провел первую в стране конференцию по изучению искусства колокольного звона.

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Николаевич Березовой. Фотография с дарственной надписью Елизавете Константиновне Зиминой: «Елизавете Константиновне с добрыми пожеланиями здоровья и счастья. А. Березовой. 13.10.1984 г.
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Николаевич Березовой. Фотография с дарственной надписью Елизавете Константиновне Зиминой: «Елизавете Константиновне с добрыми пожеланиями здоровья и счастья. А. Березовой. 13.10.1984 г.

Надо сказать, что возрождение кузнечного искусства не было исключительно национальным делом. Шел плодотворный обмен опытом с зарубежными коллегами. В 1990 гг. Союз Кузнецов России принял в свой состав первых иностранных членов. Ими стали руководители Ассоциации кузнецов Великобритании «ВАВА», голландский кузнец-художник Хууб Сенсен, китайский профессор Чен Шан Да и профессор Стэнфордского университета Олег Шерби.

Кузнец Музея Валентин Политковский.
Кузнец Музея Валентин Политковский.

Незабываемой была душевная атмосфера кузнечных встреч. Такую дружескую сердечность, радость и неподдельный энтузиазм, которые появились в людях после десятилетий возмутительного безразличия и запретов в этой области творчества, редко можно встретить в жизни. Люди, получившие возможность свободно заниматься любимым делом, горели внутренним светом, делились друг с другом своими планами, надеждами, знаниями технических секретов, становились единой семьей. Не чувствовалось никакого различия ни в возрасте, ни в национальности, ни в званиях! И художники, и ученые, и простые рабочие, пришедшие в искусство из кузнечных цехов металлургических заводов, могли часами обсуждать способы изготовления какого-нибудь завитка старинной ограды или кованой розочки.

«Кузнечное братство». В первом ряду (слева направо): Ю.Г. Агафонов, кузнец В.И. Басов, народный артист РСФСР А.В. Петренко. Во втором ряду (слева направо): кузнец-художники Б.И. Абдуллаев, А.Н. Беланов, В.Я. Воробьев.
«Кузнечное братство». В первом ряду (слева направо): Ю.Г. Агафонов, кузнец В.И. Басов, народный артист РСФСР А.В. Петренко. Во втором ряду (слева направо): кузнец-художники Б.И. Абдуллаев, А.Н. Беланов, В.Я. Воробьев.

Подобное единство людей, бесконечно различающихся по своему образованию и воспитанию, принадлежности к общественным стратам и институциям, автору статьи довелось увидеть в жизни еще лишь один раз — в эпоху «религиозного романтизма», совпавшего по времени с правлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, когда Русская Церковь, наконец получив свободу, начала возрождать храмы, и во время восстановительных работ в церкви можно было встретить профессоров ведущих вузов, студентов и пришедших со смены работяг, одновременно таскающих доски или тачки с камнем, нужным для реставрации.

Неудивительно, что кузнечное ремесло со временем вернулось к духовным истокам и стало одной из граней восстановления церковной жизни. В начале 1990 гг. культурная программа Союза Кузнецов России получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Позже Союз Кузнецов активно включился в программу «Христианство-2000».

Кузнец В.И. Басов демонстрирует меч своей работы. Семинар «Проблемы охраны памятников науки и техники». Челябинск, 1983 г.
Кузнец В.И. Басов демонстрирует меч своей работы. Семинар «Проблемы охраны памятников науки и техники». Челябинск, 1983 г.

Кто первым из кузнецов проложил тропу в Церковь? Имена этих людей известны. Это были ленинградский архитектор Всеволод Смирнов, решивший во время реставрации Псковско-Печерского монастыря посвятить свою жизнь художественной ковке (в 1960 гг.), и суздальский кузнец Вячеслав Басов. Что касается Салтыковских фестивалей, то первые работы на христианские темы, изумительные жемайтийские кресты-солнышки, представили литовские кузнецы Стасис Бабикас, Ленчинас Вербицкас, Альфредас Сташкус и Эдмундас Фреюс. Пример литовских католиков был заразительным и пробудил такую «ревность по Бозе» в наших мастерах, что с 1988 гг., со времени празднования 1000-летия Крещения Руси, созданные ими работы для Церкви начали выставляться на всех кузнечных праздниках.