Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Гельрих: автор лучших доходных домов московского модерна

Чаще всего в моих статьях, посвящённых творческому пути архитекторов, рассказ идёт о зодчих, работавших преимущественно в Санкт-Петербурге. Однако мне бы не хотелось обделять вниманием и Москву. Именно поэтому сегодняшняя статья будет посвящена архитектору, построившему в Москве порядка тридцати зданий, большая часть из которых - доходные дома! Сегодня я представлю вашему вниманию шесть доходных домов и один особняк авторства архитектора Гельриха. Думаю, что это послужит хорошей основной для изучения его творческого пути! Густав Гельрих родился в Германии, в Гамбурге, в 1878 году. Высшее образование получил в Политехническом институте в Ганновере, после чего он практически сразу переехал в Москву - это случилось в 1901 году. И в том же году он приступил к активной строительно-проектировочной деятельности: иностранный диплом Гельриха позволил ему получить право на производство работ по гражданскому строительству. Отмечу, что для России того времени это было довольно необычно: Густав Гел
Оглавление

Чаще всего в моих статьях, посвящённых творческому пути архитекторов, рассказ идёт о зодчих, работавших преимущественно в Санкт-Петербурге. Однако мне бы не хотелось обделять вниманием и Москву. Именно поэтому сегодняшняя статья будет посвящена архитектору, построившему в Москве порядка тридцати зданий, большая часть из которых - доходные дома!

Сегодня я представлю вашему вниманию шесть доходных домов и один особняк авторства архитектора Гельриха. Думаю, что это послужит хорошей основной для изучения его творческого пути!

Биография

Густав Гельрих родился в Германии, в Гамбурге, в 1878 году. Высшее образование получил в Политехническом институте в Ганновере, после чего он практически сразу переехал в Москву - это случилось в 1901 году. И в том же году он приступил к активной строительно-проектировочной деятельности: иностранный диплом Гельриха позволил ему получить право на производство работ по гражданскому строительству.

Отмечу, что для России того времени это было довольно необычно: Густав Гельрих был подданным Германии, и в Россию он приехал работать из Европы. Такая практика была широко применима в 18 веке, тогда как в начале 20 века архитекторов-иностранцев в Москве и Петербурге было не так уж много.

Впрочем, думаю, что национальность Гельриха не должна помешать нам рассматривать его в качестве российского архитектора: пускай он вырос и получил образование за границей, но в качестве зодчего он раскрылся именно в нашей стране. Другими словами, изначальную теоретическую базу он получил на родине, но её практическое воплощение он познал уже в Российской империи!

Портрет Густава Гельриха
Портрет Густава Гельриха

Молодой и ещё неопытный архитектор (на момент переезда ему было всего 23 года) сразу же влился в архитектурную среду Москвы: да так удачно, что уже на второй год пребывания в России он сумел наладить связи с Яковом Рекком - главным "девелопером" дореволюционной Москвы, основавшим Московское торгово-строительное акционерное общество. Таким образом, Густав Гельрих стал штатным зодчим одного из немногих обществ в Москве, строивших доходные дома своим клиентам под ключ. Благодаря этому Гельрих был обеспечен регулярными заказами.

Впрочем, Гельрих работал не только на торгово-строительное общество - у него также было много частных заказов: талант архитектора вызывал большой интерес у московских домовладельцев.

В 1906 году Гельрих стал членом Московского архитектурного общества - главного объединения зодчих Москвы. И это, к сожалению, один из немногих задокументированных фактов из биографии Гельриха, дошедших до наших дней.

Известно также, что с наступлением Первой Мировой войны Гельрих был вынужден покинуть Москву. Увы, в России ненависть к немцам набирала популярность не только на линии фронта (где она была вполне уместна), но и в тылу - и Москва не стала исключением. Многие немцы покинули страну - среди них был и Густав Гельрих.

А вот что произошло с архитектором после этого - неизвестно. Нет ни одного факта, который мог бы пролить свет на судьбу Гельриха после отъезда из России. Остаётся надеяться, что Гельрих вернулся в родную страну и прожил в ней долгую жизнь. Ясно одно - такого успешной и плодотворной работы как в России, у Гельриха более не было: если бы он продолжил свою архитектурную практику в Германии, то об этом сохранились бы хоть какие-то свидетельства.

Печально признавать, но в открытых источниках мне более не удалось найти хоть какой-то информации о Густаве Гельрихе. По сей день его биография остаётся малоизученной. Благо творения Гельриха украшают улицы Москвы и в наши дни, храня тем самым память о прекрасном зодчем! О них мы и поговорим далее.

Доходный дом Чижиковой

Дата постройки: 1901-1902
Адрес: улица Садовая-Кудринская, 23

Одной из первых крупных работ архитектора Гельриха стало строительство крупного доходного дома в относительно новом на тот момент стиле модерн. На принадлежность к этому стилю нам указывают циркулярные завершения двух оконных проёмов, венчающих боковые эркеры, а также характерное обрамление окон лестничных клеток. Также примечательно оформление простенок узких окошек-бойниц эркеров: они украшены керамической плиткой с растительным рисунком.

-2

Однако, даже беглого взгляда на дом достаточно, чтобы убедиться в его консервативности: фасад здания абсолютно симметричен, и детали на нём расположены в характерной для эклектики конфигурации: два прямоугольных боковых эркера и крупное окно в центре здания, созданное для естественного освещения лестницы. Стоит отметить, что подобная композиция - часть архитектурного почерка Гельриха, который он начал формировать с первых же своих построек.

-3

Также при рассмотрении дома Чижовой надо учитывать важный фактор: в советское время этот дом был надстроен на целых три этажа , и его высота выросла почти в два раза - это кардинально изменило и, откровенно говоря, испортило внешний облик здания, так что в наши дни оно воспринимается довольно тяжеловесным и несуразным.

Особняк Рекка

Дата постройки: 1902-1903
Адрес: Большая Никитская улица, 56

Особняк на Большой Никитской является не только одной из самых красивых и интересных работ архитектора Гельриха, он также раскрывает важный факт в жизни самого архитектора: я говорю о уже упомянутом ранее сотрудничестве и, возможно, дружбе Гельриха с другим выдающимся человеком того времени - предпринимателе Якове Рекке, по заказу которого и был построен данный особняк.

-4

Яков Андреевич Рекк основал одну из первых в России строительных компаний, занимающихся исключительно жилой недвижимостью - Московское торгово-строительное акционерное общество. Эта компания была практически аналогом современных строительных организаций - она самостоятельно нанимала архитекторов, которые возводили особняки или доходные дома без строгого надзора со стороны заказчика (это позволяло архитекторам раскрывать свою творческую свободу). После этого они продавали уже готовое здание под ключ, являясь тем самым посредниками между архитектором и будущим домовладельцем. Такая система сильно упрощала жизнь и тем, и другим.

Густав Гельрих был одним из основных архитекторов Московского торгово-строительного общества. Стоит понимать, что Яков Рекк настолько доверял Гельриху, что именно ему он поручил строительство собственного особняка, в котором он в итоге прожил всю оставшуюся жизнь. И это учитывая тот факт, что на компанию в тот момент работали такие мэтры московской архитектуры, как Лев Кекушев, Вильям Валькот и Иван Фомин!

-5

Но достаточно об истории здания - поговорим о его архитектуре. Особняк Гельриха представляет собой двухэтажную постройку с асимметричным фасадом: левый край здания украшен округлым эркером, нависающим над парадным входом, правый же лишен такой детали - он представлен двумя широкими трёхчастными оконными проёмами. Центральная часть фасада строга и симметрична. Таким образом, Гельрих намеренно сделал акцент на боковых частях особняка, позволил себе тем самым упростить его центр.

-6

Среди прочего хочется отметить обилие округлых форм на фасаде: эркер особняка будто бы сделан из растекшегося воска! Подобный приём служит отличительной чертой московского модерна - ровно как и сосредоточение декора под карнизом здания (принцип нарастания украшений на фасаде от первого этажа к последнему).

В общем, особняк Рекка - знаковая и, можно сказать, образцовая постройка московского модерна!

Доходный дом Шевлягиной

Дата постройки: 1905-1906
Адрес: 4-ая Мещанская улица, 20, улица Щепкина, 25

Следующей примечательной работой Гельриха стал доходный дом Шевлягиной - здание с очень оригинальной композицией, аналогов которой в Москве я, честно говоря, не припомню. А всё дело в том, что доходный дом имеет два парадных фасада, обращённых в сторону двух соседних улиц - и эти фасады оформлены совершенно по-разному, из-за чего многие люди думают, что перед ними две разные постройки!

Начнём с более презентабельного фасада - он обращён в сторону улицы Щепкина, а его главным украшением служат разноцветные эркеры.

-7

Симметричный фасад украшен пятью эркерами: четырьмя попарными трёхэтажными эркерами зелёного цвета по бокам и одним синим эркером в центре фасада, растянувшимся на два этажа.

-8

Гельрих облицевал эркеры цветной керамической плиткой, ярко выделив их на фоне однотонного (и довольно типичного для московского модерна) фасада, облицованного плиткой-кабанчиком песочного цвета.

Любопытна и перекличка разноформенных эркеров: центральный эркер синего цвета нарочно сделан менее масштабным, нежели его боковые "собратья".

Теперь обратим внимание на соседний фасад здания: если фасад по улице Щепкина играет яркими красками, то фасад, обращённый к Мещанской улице, выглядит куда более скучно и утилитарно - он одноцветен, на нём практически нет декора, а его эркеры симметричны.

Наглядное сравнение двух фасадов в "карусели" фотографий ниже:

Затрудняюсь ответить, почему Гельрих решил сделать фасады своей постройки настолько разными, учитывая тот факт, что обе они выходят на достаточно равнозначные улицы. Ход, безусловно, оригинальный, однако на общий вид дома он повлиял скорее негативно. Всё-таки контраст между парадным восточным и строгим западным фасадами слишком силён.

Западный фасад тоже не лишён украшений, однако их тут на порядок меньше, чем у восточного
Западный фасад тоже не лишён украшений, однако их тут на порядок меньше, чем у восточного

А самое забавное, что у дома Шевлягиной можно найти и третью сторону - я говорю о дворе, обращённому к узкому проулку. Вероятно, Гельрих планировал, что этот двор со временем превратится в "колодец" (если бы к дому Шевлягиной пристроили другое здание стена к стене), и потому не стал продумывать интересного оформления непарадной стороне здания.

-12

Доходный дом Скопника

Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Садовая-Кудринская улица, 24

На уже упомянутой мною ранее Садовой-Кудринской находится ещё одно здание авторства Гельриха - дом Скопника, который можно смело назвать одним из самых красивых доходных домов Москвы в стиле модерн!

-13

Доходный дом Скопника - прекрасный образец московского модерна с уклоном в традиционную, классическую архитектуру: речь идёт как об отдельных элементах вроде купола-бельведера на углу здания, так и об общей симметричной композиции фасада. Впрочем, Гельриха в целом можно отнести к архитекторам московского модерна более классического толка.

-14

От модерна у дома Скопника, в первую очередь, идея пластичности и "текучести форм", которую в данном случае Гельрих особенно явно выразил в оформлении карниза, который плавно изгибается на каждом выступе фасада, образуя тем самым интересный рисунок, который особенно хорошо виден издалека - с другой стороны улицы.

-15

При рассмотрении здания вблизи перед нами открываются новые элементы. В первую очередь это касается атлантов, держащих на своих плечах угловую башню. Нужно заметить, что атланты вообще редко встречаются в московском модерне - это сильно отличает дом Скопника от других построек тех лет!

-16

Ну и конечно важно сказать о самой угловой башне: она играет роль архитектурной доминанты не только дома Скопника, но и всей Садовой-Кудринской улицы - немалое достижение для этой, прямо скажем, магистрали, созданной в советское время на месте куда более скромной дореволюционной улицы. А верхушка этой башни, представленная в виде бельведера, плавно перетекающего из купола, служит главной отличительной чертой дома Скопника - самой заметной и самой запоминающейся!

-17

Доходный дом княжны Бебутовой

Дата постройки: 1909
Адрес: Рождественский бульвар, 9

Ещё один примечательный доходный дом Густав Гельрих возвёл на Рождественском бульваре по заказу семьи Бебутовых - статского советника Владимира Григорьевича и его жены Розалии Борисовны. Это здание с трудом вмещается в объектив фотоаппарата - настолько оно масштабное и высокое!

-18

Впрочем, дом Бебутовой не смотрится массивным: как и в других работах, Гельрих придаёт своей постройке пластичный силуэт, основой которого становятся плавно "вырастающие" из общего массива стены эркеры, а также скругленный карниз, декорированный под морскую тематику - кронштейны напоминают волны, из пучин которых пробиваются узорчатые раковины моллюсков!

-19

Также хочется отметить, что Гельрих разместил свою постройку на непростом участке: дом располагается на уклоне, из-за чего его цокольный этаж с западной стороны значительно выше цоколя на востоке. Впрочем, данный перепад высот не бросается в глаза - Гельрих удачно замаскировал его, переключив внимание зрителя на фасады своей постройки!

-20

Ну и хочется отметить, что в данной работе Гельриха уже ощущаются веяния неоклассицизма, который постепенно входил в архитектурную практику России в конце 1900-х годов. У дома Бебутовой неоклассика отразилась в виде скульптур на центральном эркере, общий вид которых совсем не похож на творение эпохи модерна.

-21

Доходный дом Рекка

Дата постройки: 1911
Адрес: улица Пречистенка, 13

Ещё одна работа Гельриха для Якова Рекка - доходный дом на Пречистенке. В этой работе Гельрих ещё сильнее склоняется в сторону неоклассики, впрочем, не разрывая связи с модерном.

Но сразу отмечу, что до наших дней здание дошло в сильно изменённом виде: оно было перестроено в 2000-х годах - с полным сохранением фасадов, но кардинальным изменением внутренних помещений, и надстройкой двух новых этажей, из-за чего дом Рекка стал смотреться куда более грузным и массивным.

-22

Из-за этого сильно пострадала и главная доминанта дома Рекка - его угловая башня. Ранее она возвышалась над основным объёмом здания, выделяя его из окружающей застройки. Теперь же оригинальные формы башни практически скрыты мансардными этажами - они буквально "поглотили" башню, несомненно испортив этим изначальный замысел архитектора!

-23

Впрочем, даже после реконструкции постройка Гельриха остаётся прекрасным памятником архитектуры, которым хочется любоваться! Отдельно хотелось бы выделить рыцарей, уперевших в землю свои огромные мечи - эти стражники словно готовы в любой момент спрыгнуть с фасада и вступить в бой с незваными гостями!

-24

Вообще, рыцари на фасадах - это отдельная для Москвы тема: этот мотив является одним из самых популярных среди всей московской архитектуры. Однако Гельрих использовал его крайне редко, а потому эта деталь у доходного дома Рекка и вызывает такой большой интерес!

Доходный дом Малышева

Дата постройки: 1914-1915
Адрес: улица Большая Полянка, 44

Из ряда последних работ Гельриха я решил выделить доходный дом Малышева на Большой Полянке - как и многие другие поздние работы архитектора, здание относится уже исключительно к неоклассике.

Дом Малышева представляет собой массивное здание, фасад которого украшен всё теми же трёхгранными эркерами (это, пожалуй, самый любимый приём Гельриха), крупной угловой башней, а также классическим декором и рустовкой, покрывающей первый этаж дома.

-25

Фасады доходного дома Малышева обильно декорированы классическими деталями: вазоны, медальоны, сандрики, львиные головы и барельефы - дом пропитан духом классицизма, что в полной мере отражает как тенденции и моду в русской архитектуре того времени, так и личные предпочтения Густава Гельриха.

-26

Заключение

На этом я завершаю свой рассказ, посвящённый творчеству прекрасного московского архитектора Густава Гельриха. Я очень давно хотел написать эту статью (первые фото для неё были сделаны ещё в 2020 году), но лишь сейчас мне удалось набрать достаточно материала для её выпуска.

Лично для меня Гельрих входит в топ самых интересных архитекторов московского модерна, в котором он занимает вполне заслуженное место рядом с такими мэтрами как Франц Шехтель или Лев Кекушев.

А какой ваш любимый архитектор московского модерна? Пишите в комментариях - буду рад вашим мнениям!

Спасибо за внимание!