В 2017 году на экраны вышел фильм "Жена", за главную роль в котором Гленн Клоуз получила "Золотой глобус". Сюжет картины не особенно оригинален: престарелому писателю дают Нобелевскую премию, он с женой едет на вручение и по ходу фильма выясняется, что автором всех знаменитых книг был не Джозеф Каслмен, а Джоан Каслмен - его жена. Фильм достаточно камерный и не зрелищный, он рассчитан на тех странных людей, вроде меня, которые любят смотреть на классную актерскую игру, а не на битвы в космосе.
В фильме поднято несколько важных тем:
- Отказ общества воспринимать женское творчество всерьез. Это работает до сих пор, что в литературе, что живописи, что в любой другой сфере искусства. "Баба написала? Ну, все понятно" - типичная реакция на книгу любой писательницы, которую я не раз наблюдала даже в своей семье. Мой бывший муж на полном серьезе утверждал, что женщины не способны писать большую литературу. Детективчики там, ну романы любовные, понятно. А вот чтобы до уровня высокой прозы - куда уж им! Героиня фильма, столкнувшись с таким отношением в молодости, принимает для себя сложное решение. Она предпочитает, чтобы ее книги читали, пусть даже под чужим именем, чем не читали совсем. Знатоки литературы знают много имен женщин, издававшихся под мужскими псевдонимами. Даже Дж.К. Роулинг выбрала именно такую форму своего именования для серии книг о Гарри Поттере, чтобы не отпугнуть читателей и покупателей-мужчин.
- Женский отказ от собственных амбиций ради мужа и семьи. Эта тема как бы вытекает из предыдущей. Если общество не воспринимает тебя всерьез и навязывает роль жены и матери, то у тебя гораздо больше причин пожертвовать своими личными желаниями ради всего перечисленного. В фильме отчетливо видно, что Джоан могла сохранить свой роман с Джо только отказавшись от собственных писательских амбиций. Он воспринимал ее при условии, что она смотрит на него снизу вверх и почитает его несуществующий талант. Как только она сказала, что его книга плоха, он тут же собрался ее бросить. То есть, априори, женщина готова глотать любую обиду и критику в свой адрес, но высказывать ее в адрес мужчины - это билет на выход из отношений. В итоге она "редактировала", а по факту - переписывала его опусы, а потом и вовсе сочиняла сама. Они не были даже соавторами, но мужу, которого распирала гордость от украденных у жены успехов так хотелось думать.
- Эксплуатация женщины в семье. Это больше относится к быту. "Великий писатель" Каслмен настолько вжился в образ занятого творческими замыслами творца, что не может сам вовремя выпить таблетку. Жена не только пишет за него книги, но убирает разбросанные вещи, следит за его диетой, лечит и ухаживает. При этом терпит его измены, которые он объясняет тем, что ему тяжело нести бремя тайны и быть ничтожеством рядом с гениальной женой. Тут я его как раз понимаю, с психологической точки зрения мне все понятно. Хранить такую тайну тяжело само по себе, а чувствовать себя лишь ширмой, за которой творит другой писатель для амбициозного мужчины, профессора литературы невыносимо. Понятно, что интрижки были в каком-то смысле местью жене за эти эмоции. И та это прекрасно понимала, но терпела ради семьи и ради себя тоже. Ведь ее муж был в каком-то смысле ее собственным проектом, без него она бы не смогла с тем же успехом издавать книги.
- Кривые дороги не приводят к счастью. Под конец жизни всех настигает печаль, но еще горше она, когда ты понимаешь, что твоё время потрачено и нет пути обратно. К тому же твоя жертва не сделала счастливым никого. Джоан вроде бы сделала ее в том числе ради любви, но любимый изменяет и вешает на нее ответственность за себя, семью и весь быт. И героиня идет на это с открытыми глазами, ведь изначально Каслмен рассматривал Джоан в качестве няни для своей ребенка, он с самого начала пользовался ее влюбленностью и восхищением, чтобы сделать свою жизнь удобнее. И героиня в итоге уводит его из семьи, где за ним недостаточно хорошо ухаживали и не слишком восхищались. И с одной стороны, решение нести на себе все ради отношений, дает плоды - муж - великий писатель, деньги, статус, семья, возможность реализоваться в творчестве пусть даже под чужим именем. С другой - героиню все эти годы точит неудовлетворенность, злоба на мужа. И в один день она прорывается фонтаном, вызывая бурю негодования и удивления у привыкшего к терпеливости жены "великого писателя". Опять же показательно, что их сын не может найти свое место в жизни, над ним тоже довлеет семейная тайна, и не зная ее, но чувствуя правду, он мучается и катится вниз.
- Мы должны быть готовы нести ответственность за свой выбор. Финал фильма многих может поставить в тупик. Но его суть, как мне кажется, в чувстве ответственности за однажды сделанный выбор. Джоан создала Джо Каслмена как писателя и нобелевского лауреата, это был ее проект, и разрушать его в финальной точке она не стала.
В целом, фильм "Жена" не только поднимает важные вопросы, но и доставляет эстетическое удовольствие от игры талантливых актеров, удачной режиссуры и сценария. Мне очень понравилась игра Гленн Клоуз, она подчас играла одним взглядом, очень сдержанно, но сколько в нем было скрытого чувства!