Найти тему

Флот 3-го рейха. Построили не то, что надо?

Оглавление

После окончания 1й мировой войны Германия не прекратила строительство флота, однако вынуждена была действовать в рамках ограничений Версальского договора. Ограничения относились как к количеству кораблей, так и к их качеству, например, водоизмещению.

Наследство Веймарской республики

В результате германские конструкторы что-то пытались выдумать, находясь в этих жёстких параметрах. Решения оказались смелыми, но спорными.

Тяжёлые крейсера

Тяжёлые крейсеры были ограничены водоизмещением в 10000 тонн. На этой базе немцы попробовали создать рейдер. Получился крейсер на дизелях со скоростью 26 узлов, очень большой дальностью плаванья в 20000 миль и вооружённым орудийными башнями калибром 280мм.

У немцев изначально он классифицировался как броненосец. Англичане же прозвали его карманным линкором.

Карманный линкор
Карманный линкор

Теоретически немецкий рейдер мог уйти почти от любого линкора и нанести поражение тяжёлому крейсеру. Однако уже против эскадры таких крейсеров, а тем более против линейных крейсеров шансов у подобного изобретения не было.

Это и подтвердилось в бою у Ла-платы, где Граф Шпее хоть и нанёс британцу поражение, но продолжить рейдерство уже не смог, укрылся в нейтральной гавани Монтевидео, где и был затоплен.

Т.о. в бою у немцев шансов фактически не было, но конечно, факт нахождения рейдера в океане отвлекал значительные силы противника.

Всего было построено 3 карманных линкора

Лёгкие крейсера

Лёгкие крейсера были ограничены водоизмещением в 6000 тонн. И снова немцы пытались приспособить их для рейдерства. Для этого примени два типа двигателей: дизели и котлы. Дизели для экономичного хода, котлы для максимальной скорости при необходимости догнать или удрать.

Однако на деле это так и не обеспечило дальность. Ведь требовалось два типа топлива. Плюс возникли сложности при переключении между разными типами двигателей.

Легкий крейсер Нюрнберг
Легкий крейсер Нюрнберг

Идея была в том, чтобы нападать на беззащитные суда и иметь возможность уйти от любого вооружённого противника. На деле в таком качестве лёгкие крейсера по указанным выше причинам ни разу не использовались.

Всего было построено 6 лёгких крейсеров

Миноносцы

Также в период Веймарской республики было построена серия из 12 миноносцев строго в соответствии с ограничениями.

Миноносцы
Миноносцы

Гитлер строит флот

После прихода к власти Гитлеру удалось снять ограничения Версальского договора. И Германия приступила к полноценному развитию флота.

Подводные лодки

По условиям Версальского договора Германия не имела права содержать подводный флот. При Гитлере это ограничения было снято.

Всего немцы строили 4 типа подводных лодок:

II серии (прибрежная)

VII Средняя

IX Дальняя

И подводные танкеры –снабженцы

Каждая серия имела подсерии.

По словам командующего подводным флота Германии Карла Дёница по сути лодки были ныряющими, ибо под водой их скорость была низкой (на аккумуляторах). И по истечении некоторого времени лодки вынуждены были всплывать для подзарядки батарей и обновления воздуха. В основном лодки перемещались по поверхности под дизелями. И лишь при опасности уходили под воду.

В результате значительного усиления противолодочных сил союзников к 1943г Германские подлодки утратили свободу перемещения и превратились вместо охотников в дичь.

Ситуацию несколько исправило внедрение шноркеля – устройства, с помощью которого можно было подзаряжать батареи полностью не всплывая. Подложки перешли к тактике засад, но сильно исправить ситуацию это не помогло.

И тут есть один нюанс. Дело в том, что к тактике засад лучше подходят прибрежные лодки. Но лодки 2й серии были выведены из боевого состава ещё в 1941г (за исключением Чёрного моря, где 6 лодок действовали до 1944г).

Возникает вопрос, почему немцы не использовали осенью 1944года 13 имеющихся у них лодок серии IID для действий в северном море. Вместо этого достаточно безуспешно пытались применять мини-субмарины.

Между тем весной 1945г в бой пошли первые прибрежные «электрические» лодки новой XXIII, добившиеся некоторого успеха, а в самом концы войны в боевой поход отправилась и большая океанская лодка XXI серии. Но было уже поздно.

Торпедные катера (Шнельботы)

Торпедные катера предназначались для действий в прибрежной зоне. Вплоть до 1944 года большой проблемой было отсутствие на них скорострельного орудия.

Шнельботы
Шнельботы

Тем не менее шнельботы успешно действовали в Северном море и Ламанше с началом вторжения во Францию. Проблема была одна: катеров было слишком мало. В иной день в боевых действиях могли принимать участие всего 4 катера.

Миноносцы

Изначально миноносцы рассматривались как дальние торпедные катера, продолжая традицию Веймарских миноносцев. Но по неизвестным причинам в такой роли практически не использовались. Всего было построено 31шт подобных кораблей водоизмещением около 800т и скоростью порядка 34 узлов. Последующие 15шт были большего водоизмещения с усиленной артиллерией, уменьшенной скоростью хода и преимущественно эскортным предназначением.

Эсминцы

Эсминцев было построено 43шт, водоизмещение превышало 2000 тонн. Изначально устанавливалась артиллерия 127 калибра. Эсминцы принимали активное участие во всех типах операций: противоконвойные, десантные, охранные, неся при этом большие потери и без особых успехов. На типе 1936А пытались применить 150мм орудие, что привело к ухудшению мореходных качеств.

Эсминцы
Эсминцы

Скорее всего немцам нужно было строить более крупный корабль в этом классе водоизмещением 3000-400-тонн и вооружённым 150мм орудием. Это бы повысило его возможности как в наступательных, так и оборонительных задачах.

Лёгкие крейсера

Лёгкие крейсера не строились. Хотя после снятия ограничений немцы могли бы строить подобные крейсера с большим водоизмещением порядка 9000т. Это давала шанс увеличить дальность плаванья и использовать их в качестве рейдеров.

Тяжелые крейсера

Тяжёлые крейсера также предназначались для рейдерства. Тип Хиппер имел скорость 31 узел, орудия в 203 мм и дальность плаванья в 6000 миль экономическим ходом. В таком качестве крейсер мог вести бой максимум с легкими крейсерами. Но как показала практика (бой в Баренцевом море), даже лёгкие крейсера могут нанести критические поражения. С тяжёлыми крейсерами (которых у противника было в разы больше), даже связываться не предполагалось.

Тяжёлый крейсер
Тяжёлый крейсер

Единственный успех был достигнут против неохраняемого конвоя.

Дальность плаванья также не позволяла вести длительные операции.

Было построено 3 ед, из которых Блюхер погиб в первом же боевом выходе в Осло фьорде.

Линейные крейсера

Было построено 2 ед как развитие серии карманных линкоров, но с паровым двигателем. Сохранены и 280мм орудийные башни.

В таком ракурсе корабль мог уйти от линкоров и нанести поражение тяжёлым крейсерам. На деле в бою у Нордкапа Шарнхорст не смог нанести критического ущерба эскадре британских тяжёлых крейсеров и сам погиб от линкора «Дюк оф Йорк» (удачное попадание с англичанина снизило ход германца).

Тип шарнхорст
Тип шарнхорст

При этом немцы очень сожалели о том, что на линейных крейсерах не были установлены 380 орудия.

Это ещё более снижало шансы тяжёлым крейсерам противника и повышало шансы немца в бою с линейными крейсерами и линкорами.

Вообще, наличие 380мм орудия могло сделать тактику немцев более смелой.

Линкоры

Построили 2 ед (Бисмарк и Тирпиц). Бисмарк погиб в первом же боевом выходе, но показал хорошие боевые качества, потопив в этом рейде британский линейный крейсер Худ. При этом линкор потреблял очень много топлива, а его использование именно в качестве рейдера вызывает много вопросов.

Тип Бисмарк
Тип Бисмарк

Резюме

Флот третьего рейха добился не так много, несмотря на первоначальные успехи, а к концу войны фактически перестал существовать.

Однако с учётом известного, другой качественный и количественный состав, а также тактика могли привести к несколько другим результатам.

Что было нужно:

Лёгкие крейсера для рейдерства на 9000т в отдалённые воды (Юг Атлантики, Индийский океан).

Эсминцы на 4000т с 150мм артиллерией.

Линейные крейсера с 380мм артиллерией в количестве 5-6 ед.

Учитывая, что тяжёлые крейсера для рейдерства не подходили, оставались линейные. Но тогда линейных нужно было построить больше (за счёт тяжёлых и линкоров), а действовать они должны были парой так, как это делали Шарнхорст и Гнейзенау.

Наличие на них 380мм орудий придавало бы больше смелости идти на прорыв вокруг Исландии весной 1941г вместо Бреста, который по результатам пребывания там Хиппера не мог быть безопасным.

Впрочем, остаётся загадкой, почему вообще Брест, а не, скажем, Сен-Назер, как более дальний от британских аэродромов.

Наличие группировки из 3х таких линейных крейсеров в арктических водах Норвегии с весны 1942 оставляло мало шансов на успех проводки конвоев в СССР.

Эсминцы выступали бы как универсальное средство поддержки крупных кораблей и для самостоятельных операций в прибрежных водах.

Плюс эскортные миноносцы, плюс торпедные катера в более массовых количествах.

Читайте также:

Гроза полярных конвоев

Могли ли немцы выиграть войну на море во второй мировой войне

Война на море на европейском ТВД. 1939-1945