Найти тему
Кот Баюн

Спарта. Два царя Лакедемона

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина

Спарта. Жизнь спартанца

Гордость Спарты - ее женщины

Зевс – царь богов и покровитель земных басилевсов. Спартанские цари считали себя прямыми потомками Геракла, а значит и Зевса. Конечно, в Элладе каждый захудалый аристократ числил своим предком героя древности, но происхождение властителей Лакедемона никто никогда не оспаривал. Ссорится со Спартой из-за мифологии- дураков не было.
Зевс – царь богов и покровитель земных басилевсов. Спартанские цари считали себя прямыми потомками Геракла, а значит и Зевса. Конечно, в Элладе каждый захудалый аристократ числил своим предком героя древности, но происхождение властителей Лакедемона никто никогда не оспаривал. Ссорится со Спартой из-за мифологии- дураков не было.

Лакедемон был уникальным государственным образованием, сохранившим черты Греции времен Микенской цивилизации и дорийского завоевания. Во времена расцвета крито-микенской культуры совместное правление нескольких представителей одной династии было обычной практикой. Случаи подобного правления отмечены в Аргосе, Коринфе, Фивах, Фокиде, Трезене… Подобно этим древним полисам, на протяжении всей своей истории Лакедемон оставался под властью двух царей. Подобный строй, когда правят два равных по статусу высших должностных лица, в данном случае басилевса, называется «диархией».

История «раздвоения» повелителей Спарты имеет несколько разных вариантов. Согласно «Описанию Эллады» Павсиния, после гибели предводителя дорийцев Аристодема осталось два наследника - малолетние братья-близнецы Еврисфен и Прокл. Спросили мнение Дельфийского оракула и получили ответ, что царями должны стать оба, но главнее должен быть тот, кто рожден первым. Сыновьями Еврисфена и Прокла были Агис и Еврипонт, по их именам и получили название династии царей Лакедемона, их называли Агиадами и Еврипонтидами. Согласно легенде, Еврисфен и Прокл враждовали друг с другом, и эта вражда перешла к их потомкам. Действительно, цари Спарты почти всегда были в натянутых отношениях между собой.

Дорийские завоеватели
Дорийские завоеватели

Современные ученые высказывают три различных версии «двоевластия» в Спарте. Одни считают, что причиной было объединение местной ахейской и пришлой дорийской общин, после которого ахейская и дорийская династии стали править совместно. Другие предполагают слияние двух крупных дорийских племен, лидеры которых стали басилевсами Лакедемона. Наконец, согласно третьей версии, диархия стала результатом компромисса между двумя соперничающими группировками аристократов. Как бы там ни было, Лакедемон всю историю своего существования управлялся двумя царями, каждый из которых имел абсолютно равные права и власть. Подобное руководство могло бы завести Спарту весьма далеко, если бы власть ее басилевсов не была ограничена самым кардинальным образом. Любой из царей мог действовать только в границах существующих законов, но власти менять законы согласно своему желанию он не имел. Для принятия нового закона или изменения старого необходимо было получить одобрение совета старейшин (герусии) и народного собрания (апеллы).

Апелла – народное собрание Лакедемона, участие в нем принимали только полноправные спартиаты-мужчины старше 30 лет. Во время собрания его члены обсуждали, принимали или отвергали предложения, внесенные герусией, царями и эфорами.
Апелла – народное собрание Лакедемона, участие в нем принимали только полноправные спартиаты-мужчины старше 30 лет. Во время собрания его члены обсуждали, принимали или отвергали предложения, внесенные герусией, царями и эфорами.

Начиная со «времен Ликурга», то есть с конца VIII - VII в. до н.э., когда происходила коренная перестройка государства в Лакедемоне, оба царя становятся членами герусии (совета старейшин). Став членами высшего правительственного органа, басилевсы в значительной степени утратили свою исключительность. Теперь они были всего лишь «первыми из равных», в герусии им принадлежали только два голоса из тридцати.

Эфоры (греч. «надзирающие»). Коллегия эфоров из пяти человек появилась в Лакедемоне во второй половине VIII в. до н.э., они были своего рода «администраторами», контролировавшими все области жизни спартанского общества. Во времена «классической» Греции, эфоры созывали герусию и председательствовали на апелле, принимали решения по налогообложению, календарю, внешней политике, военному обучению и мобилизации в случае войны, то есть были практически «хозяевами государства».
Эфоры (греч. «надзирающие»). Коллегия эфоров из пяти человек появилась в Лакедемоне во второй половине VIII в. до н.э., они были своего рода «администраторами», контролировавшими все области жизни спартанского общества. Во времена «классической» Греции, эфоры созывали герусию и председательствовали на апелле, принимали решения по налогообложению, календарю, внешней политике, военному обучению и мобилизации в случае войны, то есть были практически «хозяевами государства».

С момента появления эфората и до последних дней существования самостоятельного государства Лакедемон, между царями и эфорами шла тихая, но ожесточенная борьба за власть. С середины VI в. до н.э. начинается переход ряда царских полномочий к эфорам. Теперь они возглавляют народное собрание, новая формулировка решения апеллы гласила: «Так решено эфорами и народным собранием». Тогда же эфоры начинают осуществлять надзор за царями. На войне или во время мира, во время поездок за границу и дома, в частной жизни - отныне басилевсы всегда будут находиться под пристальным наблюдением.

Басилевсы Лакедемона были, прежде всего, военными вождями, но к началу V в. до н.э. эфорат становится настолько влиятельным, что начинает «теснить» царей и в военной сфере. Во время греко-персидских войн принимается закон, согласно которому царя в походе должны были сопровождать два эфора. Они не могли влиять на принимаемые в ходе боевых действий решения, но их доклад после возвращения мог стать основанием для привлечения царя к суду. Начиная с 418 г. до н.э. вводится новое ограничение царской власти, тогда царь Агис II, после не слишком удачной войны с Аргосом, был заподозрен в предательстве, и его власть военачальника была ограничена. Царь больше не мог принимать важные решения без согласия комиссии из десяти советников. Впоследствии, практика назначения подобных советников царям и военачальникам высшего ранга была продолжена.

Герусия (совет старейшин) – высший правительственный орган Лакедемона. Состоял из 28 геронтов и 2 басилевсов. Геронты избирались пожизненно из числа полноправных граждан Спарты возрастом старше 60 лет.
Герусия (совет старейшин) – высший правительственный орган Лакедемона. Состоял из 28 геронтов и 2 басилевсов. Геронты избирались пожизненно из числа полноправных граждан Спарты возрастом старше 60 лет.

Изначально, во времена зарождения института царской власти, басилевсы были верховными судьями. Но к середине VI в. до н.э. в ведении басилевса остались только дела об усыновлении и дела о наследстве, если они касались единственной дочери - наследницы всего имущества, включая земельный надел. Большая же часть судебных функций перешла в руки герусии и эфоров, которые сосредотачивали в своих руках все больше власти. Каждый месяц цари и эфоры приносили взаимную клятву. Цари клялись править согласно законам, а эфоры от имени сограждан обещали сохранять власть басилевсов. И это были не просто ритуальные действия, на сам институт дуархии эфоры не покушались, но отстранить от власти, судить и даже казнить конкретного басилевса могли достаточно просто. В истории Лакедемона осталось множество подтверждений этому.

Каждый девятый год эфоры наблюдали за небом и если видели неблагоприятные признаки, то считалось, что басилевс прогневал богов и его надо сместить с трона. Поводом для отстранения царя от власти также могло стать обвинение в «незаконном происхождении». На фоне этих экзотических причин, банальные обвинения в коррупции уже смотрятся «бледно». Тем не менее, целый ряд спартанских царей был обвинен в получении взяток от врагов. Последствия были самыми разными: Клеомен I – благополучно оправдался, Леотихид II, которого застали сидящим на мешке золота в собственной ставке – был приговорен к казни, но бежал в Тигею, Плистоанакт, получивший от Перикла десять талантов – был приговорен к большому штрафу. Наконец, причиной лишения царского титула могло быть крупная военная неудача, как у царя Павсания, который после военного фиаско был приговорен к смерти, но бежал все в ту же Тигею. Опального властителя Лакедемона судил «трибунал» состоявший из геронтов, эфоров и второго царя. Инициаторами суда, как правило, были эфоры.

-7

Несмотря на ограничения, и все вышесказанное басилевс оставался в Лакедемоне фигурой сакральной, а авторитет монархии – незыблемым. Цари Спарты совмещали три функции – военного вождя, верховного судьи и главного жреца, при этом религиозная составляющая их власти считалась важнейшей. Утратив первенство в судебных вопросах, и растеряв часть своих полномочий в военной области, они остались главными жрецами государственного культа Зевса Лакедемония и Зевса Ураноса. Все религиозные церемонии, которым в Лакедемоне придавали огромное значение – жертвоприношения, гадания, общение с Дельфийским оракулом, в конечном итоге были связаны с царями Спарты. Басилевсы были заступниками полиса и его граждан перед гневом богов и главными представителями верховного божества в Лакедемоне.

 «...На протяжении всего существования царской власти в  Спарте, для спартанских граждан, их басилевсы продолжали оставаться священными особами, от  магической силы которых зависело благополучие всего государства..."       Л.Г. Печатнова
«...На протяжении всего существования царской власти в Спарте, для спартанских граждан, их басилевсы продолжали оставаться священными особами, от магической силы которых зависело благополучие всего государства..." Л.Г. Печатнова

То, что басилевс исполнял обязанности верховного жреца Лакедемона, влияло на порядок престолонаследия. Жрец не мог иметь врожденных телесных изъянов, так как они считались проклятием богов. Поэтому царские дети, имеющие физические недостатки, исключались из числа наследников. Даже хоронили царей не как обычных спартиатов. Тем, даже имя на могильном камне не писали, право на «именное» надгробие мужчина мог заслужить только подвигами на войне. Похороны басилевса были пышными и шумными. После объявления о смерти царя начинался десятидневный траур, во время которого прекращались все общественные дела. На три дня прекращалась всяческая торговля, а торговая площадь (агора) посыпалась мякиной. В похоронах участвовали не только представители всех спартанских семей, но и периэки с илотами, специально для этого прибывавшие в Спарту. Во время церемонии считалось «приличным» громко плакать, стенать и сожалеть о смерти царя.

-9

Раз уж коснулись темы завершения жизненного пути басилевсов Лакедемона, будет логичным рассказать и как начиналась эта трудная дорога. Как правило, власть переходила от отца к старшему сыну, но когда у царя не было сыновей, ему наследовал ближайший родственник по мужской линии. Если наследник был недостаточно взрослым для участия в управлении страной, то его опекуном становился родственник по мужской линии. В случае династических споров, герусия предлагала народному собранию кандидатуру нового басилевса и апелла решала, кому быть царем.

Разумеется, воспитание будущего царя Лакедемона отличалось от того, что получали его сверстники. Законы Ликурга, обязательные для всех спартиатов включая басилевса, предписывали не выделяться из общей массы сограждан и поддерживать «демонстративное равенство». Однако А́гогэ (спартанская система обучения и воспитания детей) прививала воспитанникам прежде всего безусловное повиновение старшим по возрасту и занимаемому в полисе положению. Это было приемлемо для будущих исполнителей, но для воспитания одного из лидеров общины подходило мало. В «классический» период существования Лакедемона, царские наследники были включены в общую систему воспитания лишь частично, а позднее и вовсе были освобождены от «казарменного» воспитания, перейдя на домашнее обучение. Подобные послабления были продиктованы необходимостью обучения наследника ряду предметов, которые не входили в «общеобразовательный минимум» других спартанцев.

Обучение магическому искусству жреца начиналось с детства
Обучение магическому искусству жреца начиналось с детства

Будущие басилевсы гораздо подробнее изучали гуманитарные науки, чем остальные юные спартанцы. Обязательными предметами для них были риторика и философия, которые не входили в программу агелы для всех остальных. Приходилось получать и специфические навыки, необходимые для исполнения в будущем обязанностей верховного жреца: знание различных религиозных обрядов, особенности жертвоприношения, различные виды гадания и умение толковать оракулы... Кроме того, углубленно изучались законы Лакедемона и не только, традиции, полководческое искусство, много всякого разного должен был знать будущий басилевс!

Зато и уважение, которое спартиаты испытывали к своим царям было искренним. Басилевсы Спарты имели право на ряд привилегий, полагавшихся только им. Некоторые просто подчеркивали уважение общества к царскому титулу, например, нельзя было подавать руку царю, никто кроме эфоров не мог сидеть в присутствии царя. Питались цари за счет государства, причем им полагалась двойная порция «...дабы они могли угощать своих друзей и сотрапезников...». После жертвоприношения верховным жрецам – басилевсам отдавали шкуры убитых животных и часть мяса. Часть стоимости содержания царского дома оплачивала община. С каждого опороса свиней один поросенок отходил царям. Только басилевсам разрешалось обедать дома, при этом полагающуюся им двойную порцию доставляли «на дом». Правда, слишком часто пользоваться этой привилегией было чревато даже для царей!

Сисситии (общественные обеды) были неприменной частью жизни каждого спартиата. Для басилевса избегать участия в них значило исключить себя из общественной жизни.
Сисситии (общественные обеды) были неприменной частью жизни каждого спартиата. Для басилевса избегать участия в них значило исключить себя из общественной жизни.

Но это – приятные мелочи, а вот то, что на басилевсов не распространялся запрет на хранение дома золота и денег, в том числе иностранных, это уже серьезно. Царям причиталась десятая часть военных трофеев, так что подобное «послабление» было более чем уместно. Другим жителям Лакедемона за хранение золотой и серебряной монеты грозила смертная казнь. Подобно всем спартиатам басилевсам принадлежали наделы земли (клеры), но кроме них они обладали крупными земельными участками в областях периэков. Скупая земли периэков и сдавая свои участки в аренду, спартанские цари зарабатывали большие деньги.

Пока «законы Ликурга» действовали в полную силу, басилевсы Лакедемона внешне не выделялись из общей массы и жили весьма скромно. В классическую эпоху Спарты не было царских дворцов с толпой придворных лизоблюдов и пышных церемоний, подчеркивающих величие правителей. Вынужденные жить такой же простой жизнью, как и сограждане, цари Спарты накапливали огромные богатства. Во времена эллинизма, басилевсы Лакедемона и их ближайшее окружение будут богатейшими людьми Спарты.

-12

В силу приверженности общества Лакедемона к сохранению традиций, цари пользовались большим авторитетом, поэтому с их именами связаны все сколько-нибудь значимые события в истории Спарты. Басилевсы возглавляли страну в годы военных катаклизмов и руководили реформами. «…Институт царской власти в Спарте проявил поразительную жизнеспособность. Цари исчезли вместе с исчезновением самой Спарты как независимого государства…» Л.Г. Печатнова

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е

«История Спарты (период архаики и классики)» Л.Г. Печатнова

"Спартанские цари" Л.Г. Печатнова

-13

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина

Спарта. Жизнь спартанца

Гордость Спарты - ее женщины

-14