Найти тему
BLUESCREEN.KZ

Учебный год 2020 на «удаленке»

Оглавление

До начала нового учебного года осталось совсем немного времени. Перед родителями и школьниками стоит множество вопросов, на которые они не знают ответов. Каким будет День знаний-2020 для казахстанских детей? Готова ли отечественная система образования к новым вызовам в условиях пандемии? Какие выводы сделаны из ошибок прошлого учебного года и надолго ли дистанционная система обучения вошла в наш привычный ритм жизни?

Как все начиналось?

15 марта для казахстанских школьников всех возрастов прозвучал последний в этом году звонок с урока. На следующий день из-за распространения коронавирусной инфекции дети сначала были отправлены на досрочные каникулы, а затем и вовсе переведены на дистанционное обучение. Та же участь постигла студентов вузов и колледжей: все они продолжили обучение дома.

Правительство объявило режим ЧС, а министр информации и общественного развития Даурен Абаев сообщил родителям, что учиться дети теперь будут там, где их застал карантин: дома, на даче, кто-то даже в чужом городе или чужой стране.

Министерство образования и науки в экстренном порядке приступило к разработке механизмов дистанционного обучения. Обещая в скором времени выработать эффективную систему удаленного формата школьных занятий.

Основной упор изначально планировалось сделать на уроки в режиме онлайн посредством мессенджеров, таких, как Zoom, WhatsApp, Meet. Рассчитывали чиновники из Минобра и на хорошо знакомый всем «Кунделик». Некоторые учителя пробовали вести уроки в Skype. Одним словом, тестирование и реальное внедрение шагали рука об руку — времени на эксперименты было катастрофически мало.

Первый онлайн и первые проблемы

Совсем скоро стало понятно, что в реальном времени учиться дистанционно у детей не получится. Уже 1 апреля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов поспешил обвинить во всем интернет:

«Интернет в Казахстане не приспособлен для проведения онлайн-уроков для школьников… В целом в пробных уроках через интернет приняли участие 2,5 миллиона учеников… Мы увидели, что подключение через онлайн-стриминг, на самом деле, в масштабах всей страны просто нереально».

Гениальное решение проблемы заключалось в том, чтобы переложить информационную нагрузку на телеканалы «Балапан» и «Ел арна», где транслировались видеоуроки по предметам школьной программы на казахском и русском языках, а также «Казахское радио» — там шли аудиозанятия для тех детей, у которых нет возможности воспользоваться интернетом или принимать телевизионный сигнал. Обратную связь должны были обеспечить электронная почта и те самые мессенджеры, отвергнутые на первом этапе введения дистанционки.

Как заявляли чиновники, пришло время, когда привычная для учителей подготовка должна быть интегрирована с цифровыми технологиями. Но заявления — это одно, а практика — совсем другое. Многие учителя не имели ранее подобного опыта. Да и не всем ученикам хватало гаджетов и ноутбуков. 

Выводы за этот период дистанционного образования

Ответы на вопросы об эффективности дистанционного обучения получены еще не все. Мониторинг и анализ новой системы министерство ведет на постоянной основе. Пока мы можем говорить лишь о предварительных выводах.

Во-первых, обновленная система подразумевает большой объем самостоятельной работы ученика, так называемая активная форма обучения. Она предполагает и стимулирует самостоятельное развитие функциональной грамотности, поиск информации и получение знаний, а также ориентирована на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и творческий подход к решению проблем. Можно сказать, что отныне девиз школьника не «Учись учиться!», а «Научился — примени!»

Во-вторых, тесты (СОРы и СОЧи) в режиме дистанционки и отсутствия прямого контроля со стороны преподавателя — идеальный способ получить высший балл (в нашем случае процент) не зубрежкой, а за счет творческого подхода и усидчивости при поиске информации. Дело в том, что тесты составлены таким образом (это не относится в полной мере к точным наукам: математике, физике, химии), что ученик не просто угадывает правильный ответ, а пишет эссе, высказывает свое мнение о проблеме, предполагает, обосновывает, доказывает. Это большая свобода — да, но и серьезная подготовительная работа: ребенок не расслабляется вне школьных стен, а ведет поиск информации как взрослый, как будущий профессионал.

И, наконец, в-третьих, дистанционное обучение — это работа с техникой, которую в обычные школьные будни он видит и использует нечасто. Это факт, с которым не поспоришь. Интернет-покрытие, устойчивый сигнал, компьютерное обеспечение — этим пока могут похвастать не многие казахстанские школы. А теперь смартфон или планшет, которые были под запретом, пока не сделаешь «домашку», стали полноценными помощниками в учебном процессе. Дети это оценили. Им понравилось делать уроки на ноутбуке, решать тесты на планшете, отправлять ответы учителю с телефона. Будущее уже здесь!

Возвращаясь к интернету. Несмотря на то, что операторы связи активно развивают инфраструктуру и проводят связь даже в самые отдаленные регионы РК, наше покрытие глобальной сетью еще далеко от того, чтобы обеспечить высокоскоростным интернетом все население Казахстана. Разумеется, это влияет на то, как дистанционное образование проходило в областях.  

Поэтому нельзя сказать, что у нас все прошло гладко. Скорей всего, огрехи в образовании в этот период и правда были, но есть возможность учесть эти ошибки и исправиться в сентябре.