Заметили вы уже, что сколько бы фактами из жизни не подтверждалась уродливая система НСОТ в бюджетных структурах, так и нет сдвигов в нашем царстве-государстве. Пока только заявления и ощущение, что власти ждут ещё одного вируса осенью, чтобы снова законсервировать всё, что есть и по ФОТ, и в ЖКХ и в горячих обедах (бессмысленно на дистанционке) и пока не шевелиться экономить. Ах да, еще 5000 классному руководителю не надо платить. (утрируем).
Теперь об уродливости во времени... истории вопроса. Вернемся в 2008 год, когда некие умные люди отказались от ЕСТ, мотивируя это тем, что нечего заниматься уравниловкой и надо скакать подальше от СССР. Видимо только это их и мотивировало, а не здравый смысл: почему в бюджетных организациях в соответствии с их бизнес процессами и смыслом существования, НСОТ может дать совершенно иной результат, чем, например в нормальном коммерческом предприятии??? Или из госструктур пытались сделать коммерцию???
Итак, вот источники: на примере сайта одной из региональной думы + обсуждение в учительской газете - размышления 2008 года.
Теперь проверяем задуманное спустя 12 лет. Это мифы по поводу НСОТ на уровне мышления 2008 года - пытались тогда развеять. А мы подведем итоги 2020. Как мифы сработали и оправдались...
1. Увеличение заработной платы фактически увязано только с увеличением нагрузки учителя. На самом деле всё должно произойти в точности наоборот. Нам необходимо найти способ, который позволит увеличить оплату труда педагога без увеличения его нагрузки. Учесть качество работы и оплатить ту работу, которая по факту ему не оплачивается. Часто ставится вопрос о том, как быть учителям начальной школы, которым достаточно сложно выполнять много других видов деятельности. Если учитель чётко показывает уровень качества своего труда на примере результативности своих учеников — это основание для увеличения оплаты его труда в разы в рамках оплаты труда, которые существуют в учреждении.
2020 год: миф реализовался, способ не нашелся с учетом политики финансирования и отношения к образованию. Ставки в учительской разбираются как пирожки на базаре: кто может - больше. По три, но маленькие...
2. Увеличение заработной платы непосредственно завязано на оптимизации штатного расписания и оптимизации сети ОУ. Ключевой момент здесь заключается в том, что раньше «экономия бюджетных средств по определённым статьям» изымалась. Сейчас эта экономия должна остаться в ОУ. Задача — не закрывать школы, не сокращать учителей, а предоставить лучшему учителю, который работает наиболее качественно, возможность работать с максимальным количеством учеников. Разумеется, получать за это солидное вознаграждение. Это абсолютно прозрачный тезис, который должны понимать все учителя.
2020 год: не случилось. Учителя не понимают, видимо, что у них солидный заработок. А в школах бюджета не хватает даже на АХЧ и канцтовары. Учителя со своим солидным заработкам + семьи детей обеспечивают все свои задуманные мероприятия, чтобы доказать повышение квалификации: от уроков до презентаций и программ... Всё сами и за свои деньги. Так создавался лучший учитель.
3. Стимулирующая часть ФОТ есть ни что иное, как надтарифный фонд или фонд надбавок и доплаты. Это мощный миф, который тормозит процесс вхождения ОУ и муниципалитетов в апробацию НСОТ. Разумеется, необходимо ввести серьёзный анализ по структуре расходов образовательных учреждений для эффективного использования ФОТ каждого ОУ в каждом конкретном случае. Но не нужно строить иллюзий, что та структура, которая сейчас есть, при изменении названия начнёт работать в новой идеологии и реализовывать новые механизмы по СОТ.
2020 год: анализ так и не проводился по структуре расходов... А вот сам оклад за 18 часов и показывает реальные тарифы за труд в образовании и других бюджетных структурах, оказывающих УСЛУГИ населению... Надтарифный фонд - кому даём, кому нет, зависит от региона, дотаций, фигаций из центра... Образно.
4. Неуправляемость и двоевластие в ОУ при переходе к НСОТ. Речь идёт о том, что планируется распределение стимулирующей части ФОТ с участием управляющих советов школы. Нельзя допустить натурализма и вульгарного понимания этого вопроса. Сам процесс формирования распределения. Нужно организовать этот процесс. К нему нужно подключать учебно-методические объединения, учебно-методические совет, если он есть в школе, педагогический совет. Они смогут заняться формированием списка учителей, которые стремятся к стимулирующей части ФОТ с последующим согласованием с управляющим советом. Здесь возможны и другие варианты.
2020: во как сложно планировалось... Говорят, чем запутаннее, тем больше шансов нереализации в силу человеческого фактора, быта и т.д. Как раз и получили то, что получили, чтобы не было двоевластия... Кто ближе к попе, тому и больше. Просто и не нужны советы, коллективные договора и т.д. Вульгарис как раз и добились. Достоинство личности повержено, специалисты бюджетных сфер как личности унижены, повержены и управляемы для утех их начальства. Не везде, но фактов достаточно. Уровень падает. Так как в такую систему уважающие себя идут неохотно...
5. Базовая часть заработной платы педагога — это базовый оклад. Мы знаем, что базовый оклад — это некая минимальная величина, ниже которой опускаться нельзя, выплачивая заработную плату. Это гарантия, которую даёт наше законодательство. Базовый оклад может быть больше, но не может быть меньше.
2020 год: вот она и есть, реальная оценка за 12 лет - 8000 оклад за квалификацию педагога, и тучные годы и нефть не помогла социальной сфере страны и ее адептам по призванию. И даже, если 15000 и больше. Это, чтобы штаны не упали, о развитии квалификации на одну ставку и нет речи. БЕРИ, ХВАТАЙ, БЕГИ на работу и не возвращайся, пока не наберешь сумму, на которую можно жить оставшиеся часы... Или не беги, если у тебя муж или жена способны спонсировать школу, клинику, госсектор твоим трудом...
Теперь к вопросу об экономике... Кажется слегка: при чём тут наши бюджетники с их НСОТ и системой стимулирующих + раздачей нагрузки в 2-3 ставки на их могучие плечи??? А корреляция очень прямая и удручающая. Просто приведем примеры из практики работы с бизнесом и жизнью людей, остальное - подумайте сами и проведите причинно-следственные связи.
1. Здравоохранение. Рассказывать уже не надо. Сами видите как эффективно на уровне "повезло родится в мегаполисе или в регионе" происходит лечение и развитие квалификации медиков на местах. У частично здорового общества не может быть полноценная экономика: потеря сил, кадров, знаний и т.д.
2. Образование. Прямая связь и зависимость тем более. Чем тупее в с точки зрения кругозора, общего уровня, тем больше проблем в самопределении и качестве самого наивысшего образования: или оно неглубокое, не смотря на корочки, или уходит много времени на воспитание трудового специалиста самим работодателем (а это внеставочная нагрузка на текущий персонал).
3. Администрирование налогов. НСОТ и здесь даёт свои плоды по уничтожению бизнеса, производителей и экономики. Как не странно. Вы же видите поведение инспекторов и их начальников? Еще и робот появился. Как вы думаете, почему их поведение никак не вяжется с заявлениями о поддержке бизнеса? Или почему в одном месте поддержали, а за другое - взяли и отжали? Или почему бизнес не верит и чернушникам легче живется в такой системе, не смотря на цифровизацию и удобство работы с ИФНС? Да потому что у рядовых такая же палка в стимулирующих, бонусах и отчётах, а ориентированная не на систему и стратегию процесса от государства, а на "прибыль"в виде налогов здесь и сейчас... ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС отжать и выполнить план!!! И неважно как он этот бизнес, главное, чтобы не тот, которого нельзя трогать и он провластный и ближе к кормушке.. Там бонусы не работают.
В итоге, этот НСОТ такое натворил с кадрами от бюджета, что мы сейчас пожинаем результат не просто в жалобах и недооценку труда в образовании и медицине, сказывающихся на качестве + разрыв в зарплатах верхушек власти и специалиста. Мы пожинаем результат в виде сознательного или бессознательного торможения экономики страны.
Ещё образ: начальник заявил об уничтожении гильотины для бизнеса (у него хорошая зарплата), а его подчиненный гильотину сохраняет в своих действиях, потому что от нее зависят его стимулирующие и бонусы. И все это с молчаливого согласия начальника, чтобы и его бонусы росли, пока суть да дело...
Мало ли что там с телевизора эти небожители заявляют, оторванные от действительности. Пока они со своим неповоротливым управлением дойдут до низов. Ведь системно мыслить - это последнее дело, главное - политически заявить об изменениях, а проработку на ручнике проведем, убивая в ходе изменений оставшийся здравый смысл.
Вот такая ерунда получается. Подрывная, дурная НСОТ работает на все 100%, когда оклад стал мизерным, а остальное - на усмотрение, настроение и какие-то объективные показатели, придуманные в каждой отрасли под свою дуду и идеи. Затем - начальниками на местах.
НСОТ также нарушила и межведомственное взаимодействие, что и пожинаем: лебедь, рак и щука... Например, минфин действует вопреки тому, что делает экономразвитие. И т.д. и т.п.
Что вы думаете по этому вопросу?