Найти тему
Экспертное мнение

Общак прикрыли, АУЕ запретили: жить в России по воровским законам теперь экстремизм

Вымогательства, пытки, избиения, мечта о зоне и сборы на общак – все это «цветочки» новой блатной молодежной субкультуры «Арестантское уголовное единство», которое признано Верховным судом РФ экстремистским.

В Экспертном Клубе Севастополя нам прокомментировали чему учит молодежь эта субкультура, что ждет фанатов АУЕ за пропаганду криминального уклада, и почему ответственность за своих детей будут нести родители.

Возникновение этой субкультуры, по мнению экспертов, навеяно романтизацией образов криминальной культуры в масс- медиа, кино и интернете. Но реальная жизнь по законам АУЕ очень далека от сериалов «Бригада» или «Бумер». В конечном итоге, приходящие в субкультуру ради любопытства подростки, зачастую уже не могут оттуда уйти.

«Любое движение, направленное на разрушение государственных устоев, является незаконным. Это важно понимать и это важно называть своими именами, а не искать оправдания в корне зла. Надо понимать, что родителям несовершеннолетних участников экстремистского движения может грозить уголовная ответственность по статье “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”. К сожалению, одурманенных криминальной романтикой среди школьников становится все больше. Подростки, которые совершают хулиганские действия с целью “поразвлечься”, могут быть вовлечены в неформальные экстремистские группировки с идеологией для осуществления противоправных действий», - считает Валерий Васюнин, эксперт национальной программы развития предпринимательства.

Действительно, родителям, а теперь и школе, необходимо уделять подросткам больше внимания, предлагая альтернативные, развивающие правильный образ жизни у ребенка занятия. Эксперты отмечают, что для этого в стране дополнительное образование, секции и кружки должны быть если не бесплатными, то доступными абсолютно для любых семей, в независимости от их материального положения.

«Популярность к АУЕ пришла не из-за насилия, а из-за присутствия некоего официоза в этом движении, которое и получило своё название личное АУЕ. На самом деле преступное движение крепко засело в нашем постсоветском пространстве, потому что практически весь кинематограф дышит до сих пор блатной тематикой, не только лишь старые отечественные фильмы. Статус в криминальной иерархии (должность “положенца”, а тем более титул “вора”) наделяет носителей большой властью над обычными арестантами. Но это означает, что носители такой власти могут организовать разрозненных российских зеков на протест и борьбу», - уверена Алиса Лазарева, общественный деятель по охране окружающей среды.

Эксперты обращают внимание на то, что если в крупных городах на субкультуре криминального уклада скорее зарабатывают, делая ставку как на продаваемы бренд, то в глубинке причастность к АУЕ - способ самовыражения и времяпрепровождения молодежи, которой нечем заняться и идущей на поводу образов воровской романтики.

«Мы видим расцвет деструктивных субкультур, которые создают для подростков своеобразную “романтику” от принадлежности к этим сообществам. Здесь никаких компромиссов быть не может, только запрет и привлечение к ответственности. Если в мегаполисах поддержка АУЕ – это чисто бизнес для определенных кругов безответственных недобросовестных предпринимателей, то в глубинке участие в экстремистских движениях – способ выразить свое несогласие с существующим дисбалансом доступности благ и низкого качества жизни», - отмечает Елена Майко, член Общественного совета Уполномоченного по защите прав детей при Президенте РФ.

Между тем, после признания субкультуры «Арестантское уголовное единство», экстремистской теперь за причастность к движению или пропаганду уголовного уклада жизни, как оффлайн, так и онлайн, можно получить до 12 лет.

«Это движение подразумевает отсутствие иной альтернативы в свой жизни кроме как уголовной. Подразумевается пропаганда уголовного образа жизни и навязывания идеи, что другого образа жизни в России быть не может. Главная угроза — агрессивность, жестокость, одновременно с этим, и разрушение определенной сетки социальных отношений и выход на построение структур по преступному принципу связей. Это отравление молодежи ядом правонарушений», - поделился Владимир Джаралла, политический эксперт.

Эксперты уверены, что запрет АУЕ на территории России даст положительный эффект, поскольку теперь это не профилактическая работа с подростками из серии «убедил/не убедил», а реальная законодательная опора для правоохранителей, чтобы защитить молодежь от пагубного влияния криминальной субкультуры. Однако, одними запретами здесь не обойтись, и, в любом случае, подросткам необходимо предлагать альтернативу: спорт, бизнес, творчество и т.д.

«Мы теряем правильную ориентацию подрастающего поколения, молодежь идет за ложной воровской романтикой, которая не приводит к благоденствию. Как ты крут в юности надо показывать талантами и знаниями. Ложно очаровываясь это культурой, молодежь реально попадает в места лишения свободы тяжело страдает от этого. Ведь по их же иерархии они оказываются на самом низу. АУЕ вредно, губительно и опасно. Наравне с терроризмом АУЕ должны быть запрещены», - считает Ян Гагин, военно-политический эксперт.