Найти в Дзене
Экспертное мнение

Конец воровской романтике: признание АУЕ экстремистской организацией обсудили эксперты

Многие родители уверены, что субкультура для детей – способ самовыражения и главное – дело временное, возрастное, что проходит с годами. Были же всякие, эмо и готы, и хиппи, где они теперь, все выросли, что тут страшного? Если вы еще не слышали о новом тренде среди молодежи – субкультуре, пропагандирующей криминальный уклад жизни со всеми вытекающими последствиями, то предлагаем вам послушать мнения в рамках Экспертного Клуба Иркутска и решить, так ли безобидна субкультура АУЕ?

К слову сказать, на государственном уровне деятельность этой организации уже запретили: Верховный суд РФ признал «Арестантское уголовное единство» экстремистским движением. Причем, ответственность за деятельность своих чад будут нести родители.

«Положительный эффект от введенного запрета должен быть, прежде всего, просветительский. К сожалению, сейчас под “очарование” идей А.У.Е. попала подростковая прослойка общества. В школах появляются квазикриминальные лидеры, которые пытаются распространять режим А.У.Е. в местной среде, и нередко это заканчивается насилием и малолетней преступностью», - считает Роман Мазюк, доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса Института государства и права Байкальского государственного университета.

Действительно, под влияние этой субкультуры, пропагандирующей жизнь по понятиям, поощряющей насилие, воровство, и криминальную романтику, попали уже около миллиона подростков по всей стране. Опасность, по мнению экспертов, состоит в том, что дети попадают под влияние опасной деструктивной идеологии, которая может перечеркнуть им всю жизнь.

«Генпрокурор РФ в своем решении выступить с законодательной инициативой сделал акцент, что деятельность этого движения является общественно опасной, несет под собой признаки опасной идеологии. Если есть подобные признаки и обоснования, которые юридически рассмотрены, теперь неизбежны изменения в федеральном законодательстве», - отмечает Влад Шиндяев, председатель Исполнительного комитета ИРО «Ассоциация юристов России».

Эксперты отмечают, что законодательный запрет АУЕ позволит принимать более решительные меры в отношении организаторов и участников субкультуры, а также наведет порядок в интернет пространстве и медиа среде.

«АУЕ признали экстремистской, и важно, что уголовному преследованию подлежат организаторы этого движения. АУЕ встречается в виртуальном пространстве, пабликах социальных сетей. Это манипуляция сознанием молодых людей в интересах организаторов этого движения, с единственной целью получить прибыль с неокрепших умов. А для отдельно взятого молодого человека, это влечет личностную деформацию, а после проблемы с законом и разочарование», - подчеркнул Егор Луковников, и.о. министра по молодежной политике Иркутской области.

Как оказалось за годы своего существования «Арестантское уголовное единство» обзавелось обширной сетью с четко выстроенной иерархией, в том числе и у нас в Иркутской области.

«Как только АУЕ как организацию признали незаконной, теперь проще привлекать людей за подстрекательство и агитацию по вступлению в нее. АУЕ очень серьезно укорено – оно встречается как дедовщина в армии, мы часто читаем об этом в детских домах, во дворах городов, особенно моногородов. Оно реально несло угрозу нынешнему молодому поколению. В прошлом году было целое исследование федерального интернет-СМИ по этому поводу в одном из северных городов Иркутской области, мы тогда серьезно прогремели на всю страну. В конце 2019 года в Иркутске шел фильм “По совести” об этой проблеме со словами “Мир забыл про детей - этот мир болен”. И хорошо, что государство наконец-то решилось взяться за АУЕ», - поделился Владимир Кочетов, генеральный директор информационного агентства «Байкал24».

Эксперты отмечают, что борьба с пропагандой уголовного уклада жизни не будет легкой не только потому, что сами сторонники АУЕ мечтают попасть за решетку, но скорее потому, что одними запретами идеологию воровской романтики из умов подростков не прогнать. Здесь нужно переориентировать детей, показать им другую, альтернативную, сторону жизни.

«В Забайкалье, где родилось это движение, была тяжелейшая жизнь и безработица. Там нет никаких внешних сил для создания такой организации. Если мы будем больше заниматься обездоленными детьми и сиротами, то они не будут принимать криминальную психологию. Если по самому факту принадлежности к организации молодых людей будут наказывать, то это неправильно. Разобщать группировки, конечно, необходимо, выявлять руководителей, выявлять те причины, по которым приходят люди в движение», - считает Юрий Курин, почетный юрист РФ, депутат Государственной Думы РФ третьего созыва.